Дети на похоронах: стоит ли брать ребенка на кладбище. Можно ли на похороны брать детей


брать ли ребенка на похороны?

Брать или не брать ребенка на похороны- решение непростое. У нас нет опоры - понимания, как это отразится на ребенке, нужно ли это ему, да и вообще можно ли на похороны детям. Чтобы ответить для себя лично и принять решение, брать ли ребенка на похороны, необходимо принять во внимание психологические особенности ребенка.

Дети на похоронах: брать ли ребенка на похороны?

•  Дети на похоронах - место ли там для них?•  Что такое похороны для ребенка? Как он воспринимает похороны?•  Как посещение похорон повлияет на психику ребенка в будущем? Не будет ли это для него травмой?•  Почему одни дети абсолютно нормально ведут себя на похоронах, а другие плачут, бьются в истерике, до ужаса боятся?•  Каких детей ни в коем случае нельзя брать на похороны?

Вопрос о присутствии детей на похоронах содержит в себе много аспектов: и этический, и психологический, и традиционный, и религиозный. Рассматривая этот вопрос и так и эдак, читая множество статей по этому поводу, мы видим огромное количество аргументов в пользу того, что ребенка таки да, следует брать с собой на похороны, проведя с ним предварительную беседу.

Каковы же эти аргументы? Во-первых, традиция - в нашем обществе принято прощаться на похоронах с родственниками и дети тут не могут быть исключением. Во-вторых, смерть это же одна из вех жизни, поэтому детей надо обязательно брать на похороны, чтобы приучались жить и воспринимать жизнь, как она есть, то есть с моментом смерти. В-третьих, так принято и если не привести своих детей на похороны ближайшего родственника, то могут пойти толки и пересуды. В-четвертых, в-пятых, в-шестых. Аргументов много и все они очень убедительны.

Правда среди них все же можно услышать один, робкий, голосок против - некоторые считают, что ребенок слишком юн и впечатление от похорон может негативно отразится на его психике. Однако в ответ тут же всегда найдется человек, который скажет - вот я в детстве, в лет 5-6 на похоронах был и ничего, никакого отражения на психике нет, поэтому ребенка обязательно брать на похороны надо.

Часто мы именно так и поступаем - доверяем традициям, опираемся на опыт предыдущих поколений, и берем-таки ребенка на похороны. Даже не задумываясь, какую проблему можем создать для него. А ведь можно приложить чуть-чуть усилия и поискать рассказы людей, которые помнят ужас пережитых похорон в детстве. А такие есть, поверьте. Они рассказывают мучительные кошмары, которые начали приходить к ним во сне сразу после похорон. Кошмары, от которых они вскакивают в постели в липком поту и от ужаса не могут даже пойти в туалет, потому что в коридоре темно. Так откуда вам, дорогие родители, известно, как отреагирует ваш ребенок на похороны психологически? Готовы ли вы рискнуть его психикой, взяв на похороны?

Дети и похороны: страшно или не страшно?

Множество раз и не из одного источника мы слышали, что все люди разные. То, что хорошо одному, другому - плохо. И все же каждый раз, когда дело касается жизненно-важных и проблематичных вопросов, мы пытаемся найти стандартизированный прием, который подойдет всем на свете. Но не получится. Потому что, еще раз, все люди разные.

Действительно, большинство детей абсолютно нормально переносят похороны. Маленькие, они еще слабо понимают, что это такое. Если присмотреться к детям на похоронах, то мы легко увидим самое разнообразное поведение: кто-то будет спать, кто-то тихонько играться машинкой, кто-то бегать и даже играть в салки. Но среди них мы также увидим и ребенка, который находится в оцепенении от ужаса - его буквально парализует страх смерти. Вот для них приход на похороны - это болезненный отпечаток на всю последующую жизнь. Да, все остальные забудут эти похороны уже через неделю, но этот ребенок будет помнить. Помнить и бояться.

Никогда не берите маленького зрительного ребенка на похороны!

Приблизительно 5% из нас обладает зрительным вектором (здесь и далее употребляются термины из системно-векторной психологии Юрия Бурлана. В подсознательном любого зрительного человека живет страх смерти - с этим страхом он рождается. Это не хорошо и не плохо, это просто особенность психики, которую необходимо учитывать в процессе роста ребенка, его воспитания и обучения.

Смерть страшна для любого зрительного ребенка. Причем, сами разговоры о смерти, могут не тронуть его - он может спокойно перенести рассказ о смерти дедушки, например. Но вот увидеть труп - это уже совсем другое дело. Значительную травму может принести даже смерть любимого животного, что уже и говорить о жизни близкого родственника.

Когда маленький зрительник видит мертвого человека, он переносит это очень эмоционально – он получает настоящий удар по психике. На похоронах кстати, много страшных образов для зрительного человека: цветы, которые бросают на землю, а потом по ним топчутся, траурные венки с именем умершего, люди в черных одеждах. Все это словно фотографируется и цементируется в памяти зрительника.

Второй удар - запах смерти, который зрительник тоже чувствует более остро, чем любой другой человек. И чем ближе ребенка заставят стоять возле гроба, а иногда еще и поцеловать мертвеца, тем более он будет ощущать запах, тем более страшно ему будет.

Таким образом, картинка+ запах делают похороны для зрительного ребенка слишком болезненным мероприятием, которые провоцирует в нем страх, буквально дикий ужас, с которым он не может справиться.

Вопрос "брать ли ребенка на похороны?" необходимо уточнить. Какого ребенка? Если у него нет зрительного вектора, то вполне возможно. Но обладателя зрительного вектора, особенно, совсем маленького нельзя брать ни в коем случае.

Последствия похода на похороны в раннем возрасте у ребенка могут быть разнообразные. Например, через пару лет может упасть зрение (да, это тоже связано со зрительным вектором). Или ребенок начнет болеть психосоматическими заболеваниями. Еще более глубокие последствия: боязнь людей, фобии разного рода, предчувствия и верования, страхи темноты и смерти. С этим всем очень тяжело жить будет вашему зрительному ребенку, которому задано-то совсем другое: видеть мир во всех красках, быть эмоционально открытым человеком, любить, сострадать, сочувствовать и сопереживать. Но для этого нужно развивать зрительный вектор, чувственность и эмпатию. Приведя же его на похороны, вы нанесете удар по еще не окрепшему зрению. Травму, которая станет причиной замедления его развития, а то и не развития черт характера, которыми обладают взрослые реализованные зрительные люди.

* * *

В любой ситуации, даже такой сложной, как выбор брать или не брать ребенка на похороны, необходимо сосредоточиться на желаниях и потребностях ребенка. Легче всего это сделать, понимая его векторальный набор, разбираясь во всех струнках его души.

Статья написана по материалам системно-векторной психологии. Всех желающих лучше понимать своих детей, приглашаем посетить вступительные лекции, которые доступны всем желающим в режиме онлайн абсолютно бесплатно. Для получения приглашения и регистрации, нажмите на баннер под видео роликом.

Для оформления подписки на рассылку по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, заполните форму внизу.

100k.net.ua

Можно ли брать ребенка на кладбище

Поход на кладбище – серьёзное испытание и совсем нерадостное событие в жизни взрослого человека. Что уж говорить о детях, которым порой приходится посещать это скорбное место, сопровождая родителей в дни поминовения усопших родственников или на похоронах. Сегодня мы поговорим о том, можно ли брать ребёнка на кладбище. Отвечая на этот вопрос, мы будем опираться на мнения психологов, священнослужителей и эзотериков.

можно ли брать ребенка на кладбище

Дни поминовения

Если сравнивать психику взрослого человека и ребёнка, можно отметить, что последний – крайне уязвим. Поэтому задаваясь вопросом о том, можно ли маленьких детей брать на кладбище, нужно самому себе объяснить, так ли необходим этот поход. Стоит подумать и о том, можно ли оставить малыша с няней или родственниками и посетить погост без него.

Похороны

Вынести похороны близкого человека без эмоционального потрясения по силам не каждому взрослому. Но некоторые родители в ответе на вопрос о том, можно ли брать ребёнка на кладбище, приводят следующие аргументы: умер близкий человек, с ним нужно проститься. Психологи утверждают: психика ребёнка – штука загадочная, совершенно непонятно, как малыш может отреагировать на похороны.

К тому же до определённого возраста дети совершенно не различают такие категории, как «смерть» и «жизнь». С одной стороны, ребёнок может даже не понять, что произошло. Вряд ли малыш осознает весь трагизм ситуации. А с другой стороны, присутствие на похоронах позволит осознать, что близкий человек больше никогда не будет рядом. То есть кроха сумеет получить определенные знания об элементарных понятиях прямо в процессе похорон. Ведь рано или поздно у него всё равно появится вопрос о смерти окружающих его людей или даже о его собственной гибели.

можно ли маленьких детей брать на кладбище

Особенности детской психики

Если на вопрос "можно ли брать ребёнка на кладбище" вы ответили утвердительно, стоит обезопасить малыша от нервных потрясений. Ему не стоит присутствовать на отпевании близкого человека. Непременно рядом с ребёнком должен находиться взрослый – это позволит ему чувствовать себя в безопасности. Ещё одна сложность заключается в том, что дети попросту не понимают, почему тело, лежащее в гробу, безжизненно и, более того, больше не является родным человеком. У некоторых крох это непонимание может вызвать даже психические отклонения!

Возрастные ограничения

Специалисты, занимающиеся изучением психологического здоровья детей, говорят, что малышей, которым не исполнилось трёх лет, на кладбище лучше не брать. Они попросту не могут постичь всю суть церемонии прощания. Можно ли брать ребёнка на кладбище, если он уже достиг сознательного возраста? Ответ на этот вопрос весьма неоднозначный, всё индивидуально. У некоторых детей мировоззрение уже сформировано к 8-9 годам, а у других и в подростковом возрасте с этим сложности.

можно ли брать на кладбище грудного ребенка

Молодых мам порой беспокоит вопрос о том, можно ли брать на кладбище грудного ребёнка. Специалисты дают однозначный ответ: ни в коем случае. Грудничок нуждается в постоянном внимании, ему нужна забота. Взрослый, пришедший попрощаться с близким человеком, не будет иметь такой возможности – ему всё время придётся держать кроху на руках, следить за его самочувствием и настроением. Маленькие дети быстро устают, могут раскапризничаться, расплакаться. Можно ли годовалого ребёнка брать на кладбище? Если вы не боитесь капризов с его стороны – берите. Учитывайте только одно: ни на минуту нельзя оставлять кроху одного!

В свою очередь, маги и экстрасенсы в один голос твердят, что в грудничка может вселиться неупокоенная душа, «разгуливающая» по погосту. Объясняют это очень просто: у малыша нет защиты от подобного энергетического воздействия. Маги говорят, что это может кардинально поменять жизнь маленького человечка, причём чаще всего не в лучшую сторону. Поэтому же, кстати, они дают отрицательный ответ на вопрос о том, можно ли брать некрещеного ребенка на кладбище. Правда, представители Русской Православной Церкви эту точку зрения не поддерживают. Любой истинно верующий христианин скажет, что душа покойного не может находиться на кладбище, ей там не место. То есть малышу ничего не угрожает.

можно ли годовалого ребенка брать на кладбище

Подготовка к посещению погоста

Если ребёнок изъявил желание отправиться с вами, чтобы проводить родственника в последний путь, необходимо провести подготовительную работу. В рамках разъяснительной беседы он должен узнать, что во время похорон люди могут плакать, кричать – и это совершенно нормально для траурного ритуала. Непредупреждённый ребёнок может сильно испугаться или получить душевную травму. Внезапный плач близких может спровоцировать фобии и неврозы, на лечение которых уйдёт не один год.

Если родители положительно ответили на вопрос о том, можно ли брать ребёнка на кладбище, они должны быть готовы к тому, что чадо нуждается в постоянном контроле. Рядом с ним всегда должен быть человек, который объяснит ему происходящее или просто уведёт кроху с погоста, если он расстроится или устанет.

Правила поведения

Совсем нелишним будет знакомство ребёнка с правилами поведения в этом скорбном месте:

  • нельзя шуметь и бегать по территории кладбища;
  • не стоит отходить далеко от родителей или бабушек и дедушек;
  • брать у посторонних угощения или игрушки тоже не нужно;
  • категорически запрещено подбирать любые предметы с земли.

можно ли брать некрещеного ребенка на кладбище

Кладбищенские угощения

Многие родители задаются вопросом: "Можно ли детям брать конфеты с кладбища?" Попробуем разобраться!

Служители православной церкви говорят: конфеты и печенье на могилах – это пережиток языческого прошлого. Оставлять их на могилах не стоит, лучше раздать угощения бедным. Эзотерики вторят: брать пищу с могил ни в коем случае нельзя! Ведь любой предмет, находящийся на кладбищенской земле, имеет тяжёлую энергетику. Даже взрослый человек может «подхватить» проблемы, что уж говорить о маленьком ребёнке.

Малыш не хочет идти на похороны

Что делать, если дети отказываются идти на кладбище? Не заставляйте их и не пытайтесь вызвать в них чувство вины! Если ребёнок внутренне не готов к церемонии прощания, вы рискуете сделать только хуже. Дайте малышу возможность объяснить, почему он не хочет этого делать. Пусть кроха расскажет о своих внутренних страхах.

можно ли брать ребенка на кладбище приметы

Говорят маги

А что экстрасенсы и колдуны говорят, отвечая на этот вопрос? Во-первых, энергетика скорби, присущая этому месту, может подавить энергетическое поле маленького человечка. Угнетение и страх, которые малыш испытывает, могут усугубиться именно на погосте. С другой стороны, совсем маленьких детей защищает энергетика родных. То есть пока рядом с крохой мама или папа, он в полной безопасности.

Так можно ли брать ребёнка на кладбище? Приметы говорят следующее: сначала малыш должен побывать на радостном торжестве, лучше всего на свадьбе!

Ещё одна примета гласит, что малыш не должен брать из рук незнакомых людей ни угощений, ни красивых безделушек. Дето в том, что погосты – излюбленное место чёрных магов. Они проводят здесь ритуалы, пытаясь переложить проклятие, болезни или грехи на покойных. Поэтому если милая старушка подходит к ребёнку и предлагает ему конфету, он должен отказаться.

можно ли детям брать конфеты с кладбища

Мнения священников

В своей книге «Жизнь. Болезнь. Смерть» митрополит Антоний Сурожский пишет о том, что смерть не нуждается в том, чтоб её скрывали. Ведь она – просто часть жизни. Ребёнок может смотреть в лицо умершего, целовать его в лоб.

Да и другие священнослужители говорят, что в какой-то степени участие малыша в процессе похорон даже полезно. Это помогает ему приобщиться к традициям, понять, что умершие близкие нуждаются в том, чтобы их вспоминали и навещали их могилки. Кроме того, это учит детей тому, что нужно ценить каждое мгновенье жизни.

Последствия

Что может произойти с ребёнком после посещения погоста? Свои эмоции он может перенести в реальную жизнь. Не пугайтесь, если, играя в куклы, ваш малыш устроит им похороны. Таким образом он применяет полученный опыт.

можно ли брать ребенка на кладбище

После посещения кладбища не давайте ребёнку забыть о том, что у него был близкий человек. Поговорите с крохой о его увлечениях, расскажите об интересных жизненных ситуациях. В годовщину смерти посещайте с малышом церковь, приходите на кладбище в церковные праздники. И старайтесь наиболее полно и откровенно ответить на возникающие у ребенка вопросы о жизни и смерти, если они возникнут.

fb.ru

Как сказать ребенку о смерти? Брать ли ребенка на похороны.

 – Смерть близкого человека – потрясение, которое может вынести не каждый взрослый, а ведь ребенок – существо с неокрепшей психикой и воспринимает он всё по-другому. Поэтому перед родителями детей, потерпевших утрату, встает множество вопросов. И конечно, первый из них – нужно ли сообщать ребенку о смерти близкого и как правильно это сделать?

– Действительно, сообщение ребенку трагической вести – непростая задача, она требует от взрослого душевной мягкости, терпения и мужества. Желательно, чтобы это взял на себя близкий ребенку человек. Ни в коем случае не стоит скрывать случившееся, так как тем самым создается почва для страхов и недоверия к взрослым – ведь ребенок, как правило, все равно ощущает утрату или даже догадывается о смерти близкого.

Говоря о смерти, необходимо выражаться прямо, употребляя слово «умер». Фразы типа «Дедушка навсегда заснул» могут быть неверно истолкованы и стать источником невротических страхов. Если известие о смерти родственника предстоит принять дошкольнику, можно воспользоваться сравнением с прошлым опытом потерь (например, со смертью кошки), чтобы ребенок более-менее уяснил себе смысл случившегося. При этом, правда, возможна более интенсивная эмоциональная реакция, поэтому нужно позволить ребенку выразить свои чувства во всей их полноте. Очень важно также установить тактильный контакт с ребенком (посадить его к себе на колени, обнять, приласкать).

– Похороны всегда связаны с различными хлопотами, и взрослым часто становится не до ребенка. Целесообразно ли участие маленького члена семьи в траурных мероприятиях?

– Исключенный из общего процесса, ребенок будет чувствовать себя покинутым, оставленным наедине со своими чувствами, что только усилит страдание от потери. Поэтому необходимо сделать все, чтобы он чувствовал себя любимым, находился в контакте с близкими ему людьми. Если позволяет возраст и ребенок не отказывается, полезно подключить его к общим делам, связанным с похоронами, поручив ему то, что он в состоянии выполнить. В то же время нельзя перегружать ребенка делами и требовать от него взрослого поведения. Напротив, несмотря на собственные переживания и массу хлопот, взрослым нужно постараться найти в себе силы заботиться о ребенке как обычно: кормить его, укладывать спать и даже, возможно, немного поиграть, потому что так он будет чувствовать, что жизнь продолжается. Для ребенка это крайне важно.

– Еще одно распространенное родительское сомнение – стоит ли брать детей с собой на похороны? Может быть, лучше оградить ребенка от негативных эмоций и попросить кого-то из родственников или знакомых присмотреть за ним?

– Участие в похоронах помогает ребенку признать реальность утраты, осознать, что умерший не вернется. Участвуя в семейном трауре, дети, познают то новое и неведомое, с чем они сталкиваются в лице смерти близкого. Дети нередко усваивают основные понятия, касающиеся смерти, именно во время похорон и затем используют это знание, исследуя вопрос о собственной смерти. Кроме того, без прощания отношения ребенка с умершим могут остаться незавершенными, что нередко приводит к возникновению различных страхов. Так, одна девочка после смерти ее маленького братика боялась находиться дома одна, везде включала свет. В разговоре выяснилось, что ее не взяли на похороны мальчика, и теперь она боится наткнуться в квартире на его труп. После того как мама рассказала дочке, что ее брата похоронили, и о том, как это происходило, девочка успокоилась и страхи исчезли.

В то же время «последние проводы» будут выполнять свою позитивную функцию только в том случае, если ребенок внутренне готов к такой церемонии. Поэтому прежде всего стоит убедиться в том, что ребенок действительно согласен участвовать в погребении. Если он не хочет идти на похороны, то ни в коем случае нельзя его заставлять или вызывать по этому поводу чувство вины. Лучше дать ребенку возможность рассказать о своих чувствах и прояснить возможные неправильные представления и страхи.

– Как морально подготовить ребенка к участию в траурной церемонии?

– Следует прямо объяснить, что там будет происходить, включая процедуру погребения. Ребенок должен заранее знать, что на похоронах люди могут плакать и даже кричать, и это нормально. Во-первых, эти объяснения помогут подготовить ребенка, уберечь его от возможных психотравмирующих неожиданностей, во-вторых, может снизиться тревога, связанная с похоронами, в-третьих, это еще один шаг на пути понимания смерти.

Отдельно замечу, что необходимо обращать внимание на то, что говорят ребенку другие взрослые, так как их слова могут не только помогать ему, но и приводить в замешательство. Особенно это проявляется, если одна часть советов по поводу того, как ребенок должен чувствовать и вести себя, существенно отличается от другой. Один взрослый может сказать: «Будь сильным и не плачь», а другой – «То, что мы плачем, означает, что мы любили твоего отца и будем очень скучать по нему». Нужно осознавать эти конфликтующие сообщения, чтобы вовремя помочь ребенку понять, почему взрослые чувствуют и ведут себя по-разному, и содействовать разрешению возникшего противоречия в конструктивную сторону, предоставляя ребенку право вести себя естественно, согласно собственным чувствам и желаниям.

– С какого возраста детям уже можно присутствовать на похоронах?

– Обычно каких-либо строгих возрастных ограничений не ставят. Считается, что уже с двух с половиной лет дети способны понять идею прощания. При этом можно предложить ребенку попрощаться с умершим каким-нибудь особенным способом – например, положить в гроб памятный подарок: рисунок, письмо или цветок. Полезно также найти взрослого человека, который мог бы находиться с маленькими детьми во время похорон. Они могут потерять интерес к происходящему через короткое время или устать, и тогда кому-то нужно будет вместе с ними покинуть церемонию. Имеет смысл и самим детям сказать, что они не обязаны оставаться на похоронах, если они этого не хотят. Они могут всегда выйти со взрослым на улицу и прогуляться или поиграть.

Отмечу также, что после церемонии дети могут в игре воспроизводить ритуал похорон и/или притворяться больными или умирающими. Это проигрывание болезни и похорон является вполне нормальным и является инструментом осознания нового опыта.

– Умерший близкий человек навсегда уходит из жизни ребенка, но это не значит, что он должен уйти из его памяти. Как говорить с ребенком об ушедшем, чтобы воспоминания не причиняли боль?

– Вы правы, если взрослые избегают говорить с ребенком об умершем, то детское горе может быть не вполне прожитым. Будучи значимым при жизни, покойный должен занять определенное место в душе ребенка, не отвлекая его, однако, от реальности. Взрослым не следует оставлять без внимания адресованные им вопросы и высказывания об умершем. Желательно время от времени вслух вспоминать о о том, что ему нравилось («Это было его любимое блюдо»), об интересных моментах его жизни (особенно из детства), продолжать взаимно делиться чувствами. Посещая кладбище, ребенка стоит пригласить с собой, но не настаивать, если он отказывается. Можно привлечь его к оформлению памятного фотоальбома, а в годовщину смерти в той или иной форме нужно вместе почтить память умершего.

– К рассмотренным вопросам, которые обычно сами собой встают перед родителями в ситуации утраты, часто добавляется масса вопросов со стороны ребенка. Многие родители просто не знают, как на них отвечать.

– Действительно, дети задают вопросы в очень прямых формулировках. Они могут говорить не столько о чувствах, сколько о более конкретных обстоятельствах: на что похож гроб изнутри, страшно ли лежать в земле, холодно/темно ли там внизу, что умерший будет там есть и т.д. Важно быть готовым к этим вопросам. Нужно объяснить ребенку, что тело умершего человека больше не работает. Он больше не может дышать, ходить, разговаривать или есть.

Если вопросы заставляют родителей испытывать дискомфорт, ребенок заметит это и перестанет спрашивать. Поэтому родитель может взять на себя лидерство и объяснить, что, хотя он не может всего знать о смерти, он попытаетс ответить на вопросы ребенка, насколько сможет.

– Не могли бы Вы привести примеры конкретных вопросов со стороны ребенка и возможные варианты ответов на них?

– Начнем с того, что дети часто спрашивают, похожа ли смерть на сон. Ответить можно так: «Смерть отличается от сна. Когда ты ложишься спать, твое тело продолжает работать. Ты по-прежнему дышишь, твое сердце бьется, и ты видишь сны. Когда человек умирает, его тело больше не работает». Нужно всегда помнить, что у детей, которым говорят, что смерть подобна сну, могут развиваться страхи, связанные с засыпанием.

Самый естественный вопрос, который может задать ребенок, – «почему близкий умер?». Если смерть наступила от болезни, объясните, что тело человека больше не могло бороться с болезнью, оно перестало работать. Убедитесь, что ваши дети понимают, что, если они заболевают гриппом или простудой или если папа или мама заболевают, их организм может победить болезнь и выздороветь. Объясните, что большинство людей выздоравливает. Если же смерть наступила от несчастного случая, объясните, что тело человека было повреждено настолько сильно, что перестало работать, но большинство людей, получивших телесные повреждения, могут поправиться и жить долгое-долгое время.

Смерть близкого вызывает у ребенка ощущение собственной беззащитности, и он может спросить: «Ты когда-нибудь умрешь? А я умру?» Дети ищут успокоения, подбадривания, но далеко не все удовлетворятся уклончивыми ответами. Поэтому лучше ответить честно: «Да, когда-нибудь в будущем это произойдет», а уже потом успокоить, что обычно люди живут долго. Если ребенок испугается и заплачет, ни в коем случае нельзя отказываться от своих слов и оборачивать их в шутку. Лучше сесть рядом с ребенком, обнять, побыть с ним и затем помочь вернуться мыслями к жизни, которая продолжается.

Также возможна ситуация, когда у ребенка был конфликт с человеком, который умер. Может быть, ребенок хотел, чтобы этого человека не было рядом, чтобы получить больше внимания от других членов семьи. Может быть, ребенок даже сказал ему: «Я хочу, чтобы ты умер». Закономерно, что ребенок будет чувствовать свою вину и спрашивать, не виноват ли он в случившемся. Успокойте детей и уверьте, что слова и желания не вызывают смерть.

Еще один вопрос, который часто ставит взрослых в тупик – «Он вернется?». Дело в том, что понятия «вечность», «навсегда» очень сложны в плане понимания для маленьких детей. Они видят, что персонажи сказок и мультфильмов умирают и затем восстают снова. Маленькие дети могут нуждаться в том, чтобы им говорили несколько раз, что человек не вернется.

– Что следует отвечать, если ребенок спрашивает, почему Бог позволил этому случиться?

– Отвечайте на вопросы, касающиеся Бога и религии, в соответствии с вашими собственными убеждениями. Правильно будет проконсультироваться у священников. Вообще религиозным людям рекомендуют делиться с детьми своими убеждениями, так как это помогает им обрести ответы на волнующие вопросы, связанные со смертью близкого. Причем найденные в словах родителей ответы могут оказаться важными для ребенка и в настоящем (в ситуации утраты), и в будущем. Однако лучше избегать высказываний, что Бог «забрал» умершего, чтобы он был с ним, или что «только хорошие люди умирают молодыми». Некоторые дети могут испугаться, что Бог их тоже заберет к себе. Они также могут стараться быть «плохими», потому что не хотят умереть.

В целом хочу сказать, что бояться родителям нечего. Нормально не знать ответов на все вопросы. Дети вполне могут принять, что взрослые тоже могут иметь трудности с пониманием некоторых вещей.

– А как Вы посоветуете вести себя взрослым, если умерший – тоже ребенок (например, брат или сестра, друг, одноклассник)?

– Взаимоотношения с детьми в период после смерти члена семьи, особенно если умерший – ребенок (то есть брат или сестра), имеют свои подводные камни. К примеру, все мы склонны в какой-то степени идеализировать умершего. Разделяя свое горе с детьми, родители могут сравнивать их с умершим, что вызывает у ребенка чувства собственной никчемности и вины. Другая крайность – излишняя опека над оставшимся ребенком со стороны родителей. Понятно, что потеря вызывает сильное беспокойстов о других детях, но стремление детей к самостоятельности не должно подавляться. Со стороны всех взрослых требуются прежде всего внимание, терпение и забота, однако не каждая форма выражения сочувствия полезна для ребенка. Иной раз со стороны взрослых можно услышать сердобольные высказывания вроде: «Бедненький, один ты теперь остался». Услышав такие слова, ребенок может почувствовать себя еще более одиноким и несчастным. Забота не должна быть гипертрофированной или навязчивой, самое главное – чтобы она отвечала действительным потребностям ребенка. 

Особенная роль по отношению к горюющим детям выпадает на долю учителей. Если ученик выражает желание побыть некоторое время после утраты дома и не посещать занятия, это ему может быть позволено. По возвращении ребенка в школу учителям предстоит создать для него щадящие условия. В частности, они должны следить за тем, чтобы ребенка не дразнили и не задирали. Учитель должен сказать ему, что он знает о его горе, чтобы ребенок не чувствовал равнодушия. В школе должно быть подходящее место, куда ребенок мог бы при  необходимости прийти, если ему хочется побыть одному или поплакать. Иногда кто-нибудь из старших детей. возможно, кто-то имеющий аналогичный опыт, может быть назначен «опекуном» такого ребенка; чтобы при необходимости поддержать его. Учителям надлежит отнестись с пониманием и терпением к нежелательным изменениям в поведении ученика: невнимательности, замкнутости, раздражительности. Имеет смысл временно ослабить требования к успеваемости. Даже учитывая то, что в наших школах учителю бывает сложно позволить себе роскошь индивидуальной беседы с учащимся, в случае потери все же крайне желательно, чтобы он изыскал для этого время, предоставив ребенку возможность поделиться своим горем (при условии, что ребенок идет на контакт).

Хорошо, если учителю удастся также побудить друзей ученика помочь ему, поговорить с ним об умершем. Дети вполне могут быть способны к этому, иной раз даже больше, чем их наставники.

Смерть друга, одноклассника – событие чрезвычайное, потому что умирает не старый и даже не взрослый человек, а сверстник. Поэтому велика вероятность возникновения страхов за свою собственную жизнь. В такой ситуации учителя и школьные психологи, безусловно, не должны оставаться безучастными. Случившееся событие очень желательно сделать предметом обсуждения класса, чтобы ребята могли высказать свои мысли, выразить чувства по поводу произошедшего.

– Есть ли какие-то обобщенные рекомендации по поводу того, как взрослым вести себя с ребенком, перенесшим утрату?

– Считается общепризнанным, что родителям и другим родственникам желательно говорить с детьми о постигшем семью горе, позволять им видеть свою печаль, делиться с ними чувствами. Если они скрывают свои переживания, ребенок может подумать, что горе неприемлемо. В то же время надо учитывать, что дети не в состоянии вынести весь груз боли, испытываемой взрослыми, поэтому нужно стараться сбалансировать, насколько возможно, разделение печальных чувств и совместные более приятные дела. Ребенку требуется не только знать о переживаниях близких, но и ощущать на себе положительные эмоции с их стороны. Необходимо, чтобы они продолжали выражать свою любовь к нему – для детей так важно в период траура чувствовать себя значимыми и любимыми.

Особенно важно быть вместе с ребенком, поддерживать эмоциональный и физический контакт с ним, внимательно относиться к его состоянию и желаниям, честно отвечать на вопросы, проявлять терпение к негативным сторонам поведения, быть открытым чувствам ребенка и делиться с ним своими в приемлемой форме, соблюдая меру (чтобы не спровоцировать страх или отчаяние). Всё это не только поможет ребенку пережить горе, но и способствует достижению определенных позитивных результатов, а именно снижению психоэмоционального напряжения, углублению взаимоотношений с близкими, принятию реальности смерти, расширению мировоззрения. Участвуя в траурных мероприятиях, ребенок приобретает важный жизненный опыт, усваивает модели поведения в случае смерти близкого человека. Взрослые должны сделать всё возможное, чтобы ребенок продолжал вести  полноценную жизнь, несмотря на испытание скорбью.

 

www.memoriam.ru

Брать ли детей на похороны?

Похороны – ритуал, сопровождающий переход человека в мир иной, когда родные и близкие собираются вместе, чтобы отдать последние почести почившему. Это момент прощания, наполненный скорбью, но он же позволяет «отпустить» воспоминания о покойном в свободное плавание в личном пространстве каждого прощающегося.

Все семьи понимают, что рано или поздно их ребёнок столкнётся с похоронами и принятыми на них обрядами и ритуалами. Возникает вопрос, стоит ли брать детей на похороны, с какого возраста, какие советы стоит принять во внимание?

Попробуем разобраться. Чтобы ответить на вопрос, разберем ключевые факторы.

Сколько лет ребёнку?

Возраст играет здесь ключевую роль: условно определяющей считается граница в 3 года – впрочем, она может варьироваться, если родители уверены в смышлености своего чада, или, напротив, в непоседливости даже великовозрастных отпрысков. Совсем маленьким детям на похоронах сложно сосредоточиться на длинных поминальных обрядах, они могут раскапризничаться, начать бегать вокруг и дурачиться, пытаясь развлечь себя, чем рискуют нарушить атмосферу траура. Решение всегда остаётся за родителями, но, если дитя не достигло 3х лет, на церемонию похорон его лучше не брать.

Если же ребёнок старше 3х, ограничимся двумя замечаниями: 1) удостоверьтесь, что он будет всё время где-нибудь неподалёку, чтобы можно было присматривать за его поведением; 2) на всякий случай будьте готовы покинуть похороны с ребёнком.

До похорон

Расскажите малышу, что будет происходить – что вообще такое «похороны». Самое главное – чтобы ребёнок не был шокирован, не впал в безутешные рыдания, не в силах справиться с эмоциями, и т.п. При этом стоит дать ему понять, что вообще слёзы и скорбь в таком месте – нормально, что взрослые тоже плачут, прощаясь с умершим, вспоминая его сообща.

Иногда бывает, что малыш отчаянно упрямится принимать в похоронах участие – в таких случаях заставлять его нельзя. Лучше попытайтесь понять, что служит причиной такого упорства? Некоторые дети имеют ошибочные суждения о похоронах (например, после историй про египетские пирамиды, думают, что на похоронах похоронят всех пришедших). Другие дети закрываются от «травматичности» смерти и не могут найти в себе сил, чтобы пойти на подобное событие. Родителям необходимо разобраться, каковы обстоятельства в конкретном случае, но подчеркнём ещё раз – не давите на малыша, вынуждая его участвовать.

В процессе похорон

В большинстве своём дети – энергичные непоседы, они ещё растут, поэтому мало какой ребёнок сможет дисциплинированно сидеть на протяжении всего похоронного церемониала. Обеспечьте возможность время от времени выходить с ним из зала, где происходит мероприятие: сядьте поближе к выходу или проходам, ведите себя потише – другие люди готовы принять сложности, связанные с присутствием ребёнка.

Детские психологи советуют: не следует пытаться заранее вписать малыша в «программу действий», что ему надо сказать и что чувствовать. Вы можете рассказать ребёнку, как обычно прощаются с умершим, какие слова произносят и т.п., но дети (тем более, впервые оказывающиеся на похоронах) должны сами найти слова и эмоции – это их жизненный опыт, который поможет им в дальнейшем. Задача родных и близких – находиться поблизости, и, при необходимость, подсказать ребёнку, если он почувствует себя дезориентированным. 

Если покойный и сам был родным/близким малышу, попытайтесь предложить ему  «символически» отпустить умершего в мир иной: к примеру, оставив в гробу какую-то сделанную ребёнком вещь или поделку. Это обычно помогает детям найти своё место в сложной системе ритуалов, созданных взрослыми.

Когда похороны позади

Став взрослыми, мы нередко забываем, что дети понимают окружающих их мир через игру, таков их разум на соответствующем этапе развития (игры взаправду являются тем, через что они учатся). Родителям нужно адекватно отнестись к тому, что, приняв участие в похоронных обрядах, малыш может использовать какие-то действия из них в своей игре, подчас даже притворяясь умершим. Подобно тому, как «игра в доктора» помогает понять странные медицинские процедуры осмотра, «игра в похороны» может прояснять для ребёнка суть произошедшего события. 

ritual.ru

Дети на похоронах: стоит ли брать ребенка на кладбище

Брать ли ребенка на похороны? Насколько это целесообразно? Как атмосфера траурной церемонии повлияет на критически уязвимую психику чада? Можно ли доверять традициям, слепо следуя опыту предыдущих поколений? Как правильно объяснить крохе грань между миром духовным и материальным?

Подобные вопросы вызывают у взрослых замешательство, ведь спрогнозировать реакцию конкретного малыша на всеобщую грусть, неумолимую печаль, эмоциональные истерики и слёзы практически невозможно. С одной стороны, как полноправный член семьи, он имеет право попрощаться с усопшим родственником, а с другой — присутствие на кладбище может напрочь разрушить его веру в неуязвимое, вечное счастье жизни.

Содержание:

  1. Можно ли детям на похороны
  2. Как понять можно ли ребёнку на кладбище
  3. Как подготовить ребенка к посещению траурной церемонии

Можно ли детям на похороны

Решая, брать ли ребенка на кладбище, взрослым прежде всего необходимо прочувствовать его эмоциональное, психическое, физическое и ментальное состояние. Родителям следует проанализировать стрессоустойчивость, восприимчивость и физическую выносливость малыша. Поскольку траурная церемония длиться достаточно долго, совладать с капризами активного и подвижного чада очень сложно. В таких случаях лучше всего заручиться поддержкой еще одного человека, который при необходимости сможет присмотреть за неусидчивым малышом и своевременно его успокоить.

Учтите, дети воспринимают факт смерти родного либо близкого человека по-своему. Преимущественно, они считают ее длительной разлукой, которая случилась по вине покойника.

Мгновенный разрыв психоэмоциональных и физических связей с родным человеком является для крохи сильнейшим потрясением, которое провоцирует зарождение в его душе глубочайшей обиды на покойника.

Если умерший человек постоянно жил и общался с маленьким членом семьи, его отсутствие станет для малыша эмоциональным бедствием. В таких случаях дети испытывают панический страх, плохо спят, замыкаются в себе, а иногда даже видят тень и слышат голос покойника. Со временем у них развиваются серьезные фобии, лечить которые ой как непросто.

Дабы избежать непредвиденных ситуаций, а также уберечь психику малыша от сильного стресса, прежде чем решить, брать ли его на кладбище, с ним необходимо доверительно побеседовать. Первым делом следует выяснить, что конкретно кроха знает о смерти, что беспокоит и пугает его больше всего. Если причина в страхах, которые спровоцированы неверным пониманием самого понятия смерти, ему следует деликатно и на понятном языке объяснить реальность. Скажите, что усопший умер не по своей вине или желанию. Уточните, что его душа продолжает жить, а тело будет находиться в могиле до момента всемирного воскрешения. Если малыш категорически отказывается идти на похороны, ни в коем случае не принуждайте его к этому.

Как понять, можно ли ребенку на кладбище

Актуальные рекомендации и советы о том, как правильно беседовать с малышом о смерти, можно получить у профессионального психолога или у местного батюшки. Естественно, брать детей на кладбище или нет, вправе решать только их родители. Преимущественно, принимая положительное решение, они руководствуются эстетическими, традиционными, психологическими, этическими, а также религиозными аргументами и убеждениями.

  • Поскольку проводы покойника в последний путь являются сакральным ритуалом, то присутствие детей на траурной церемонии полностью оправдано.
  • Похороны позволяют детям осознать реалии бытия, научиться принимать неизбежное, а также выработать в себе желание и способность по-настоящему дорожить жизнью.
  • Боязнь толков, сплетен и всевозможных пересудов — мощный социальный фактор, который вынуждает людей обязательно приходить на похороны родственника с детьми.

Такие доводы субъективны, поскольку дети руководствуются индивидуальными понятиями и переносят момент утраты близкого человека по-разному. Одни ведут себя естественно и даже принимают активное участие в ритуальных обрядах, а другие же паникуют и всячески пытаются покинуть место погребения.

К примеру, детей со зрительным типом характера брать на похороны категорически противопоказано.

Таких детей всего 5%, но они есть. Это нужно принять. Можно ли детям на кладбище поможет понять опытный психолог. Он определит психотип малыша и подскажет, какие последствия может повлечь посещение похорон в том или ином случае.

Как подготовить ребенка к посещению траурной церемонии

Прежде всего малышу следует рассказать, кто из его знакомых и родственников будет присутствовать на похоронах, а также поведать, какие конкретно обряды будут реализованы. При необходимости крохе следует подробно объяснить зачем участники похоронного процесса совершают те или иные действия.

Перед посещением кладбища маленький член семьи должен понимать:

  • крики, плачь, причитания, эмоциональные истерики и слезы скорбящих это нормально;
  • ему следует вести себя максимально естественно, не подрожать взрослым, а честно и без стеснения выражать свои чувства;
  • веселые игры и забавы, а также несанкционированные вмешательства в обряды церемонии погребения неуместны.

Доверительная беседа с малышом поможет защитить его психику от неприятных и даже опасных неожиданностей. Эталоном поведения для маленьких детей являются действия родителей. Если они ведут себя надлежащим образом, не нарушая общепринятые правила и традиции похоронного процесса, дети непременно будут следовать их примеру.

Если за крохой согласился присматривать свободный от ритуальных обязанностей родственник либо близкий человек, сообщите малышу, что он может полностью рассчитывать на его помощь. Скажите, что, если понадобиться, они могут на некоторое время отлучиться. Поясните малышу, что он может отправиться домой в сопровождении взрослого в любой момент траурной церемонии.

Принимая решение, брать ли ребенка на похороны, обязательно учитывайте его мнение. Не принуждайте кроху к посещению кладбища, а подробно объясните, в чем суть и важность этого события для вашей семьи и рода в целом. При необходимости проконсультируйтесь с компетентным психологом. Опытный специалист непременно поможет понять и развеять тайные страхи вашего чада. В большинстве случаев детей возрастом от 2,5 лет брать на похороны можно и даже нужно.

protraur.com

Брать ребенка на похороны: надо или нет

Можно ли брать ребенка на похороны? Рано или поздно этот вопрос встает перед родителями. И вызывает противоречия. Ведь можно навредить и ранить детскую, еще не окрепшую психику столь серьезными для нее переживаниями. Или это как раз возможность для ребенка вынести правильный урок сочувствия и сострадания к другому человеку?

Родители обсуждают на форумах эту тему и задаются такими вопросами:

  • Как узнать оптимальный возраст, когда можно брать ребенка на похороны?
  • Как определить готовность ребенка к адекватному восприятию столь печального события? Например, смерть родственника, когда нужно попрощаться с ним должным образом.
  • Надо ли брать ребенка на похороны, когда умирают его самые близкие люди? Подходящий ли это случай объяснить ребенку, что такое смерть?

Брать ребенка на похороны: надо или нет

Какого ребенка брать на похороны нельзя однозначно

Каждый ребенок уникален набором своих врожденных свойств, наличием своих желаний и стремлений. Уникальный метод распознавания детей по их внутренним состояниям, их способностям, реакциям на то или иное событие дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Понимание уникальных особенностей детей, их врожденных желаний дает преимущество в создании правильной среды для их развития, помогает им день ото дня справляться с любыми обстоятельствами и чувствовать себя при этом комфортно.

Очень впечатлительный ребенок нуждается в особом подходе к воспитанию. Необходимо создать условия для его комфортного самоощущения. Кладбище, похороны — не то место, которое нужно ему для нормального и гармоничного развития. Родителям следует хорошо подумать, прежде чем брать такого ребенка на похороны.

Самая яркая эмоция у чувствительного, эмоционального ребенка — это страх смерти. Он бессознательно боится умереть. Присутствие на похоронах несет массу негативных переживаний. Это пугает его и вгоняет в сильнейший стресс. Даже если умерла его самая любимая бабушка, ему могут сниться жуткие кошмары. Богатое воображение такого ребенка сыграет с ним злую шутку. Он будет постоянно представлять сцены с кладбища.

Отличительная особенность ребенка со зрительным вектором — это наблюдательность, способность различать множество оттенков, подмечать детали, которые не видит другой человек. Так же идеально он различает и запахи.

Приятные и не очень. Именно такому ребенку легко западает в подсознание запах смерти, который он чует на кладбище от мертвого тела.

Каким бы странным это ни казалось другим, у зрительного ребенка может остаться негативный след в душе от церемонии похорон.

Например, когда проводят ритуал прощания. Просят постоять рядом с гробом и поцеловать эту самую дорогую и любящую его когда-то бабушку. Но он-то чует, что она уже не живая. Запах смерти его пугает. Страшное для него событие встречи со смертью в лице родной бабушки может зафиксировать страх на долгие годы.

А это значит — можно затормозить развитие такого ребенка. Помешать подняться до наивысшего уровня в его развитии — любви к человеку. И достичь этого можно лишь одним способом — научиться выносить этот страх наружу. Перестать бояться за себя, а испытывать страх за другого человека. То есть научиться сопереживанию.

Эмоциональная амплитуда зрительного вектора колеблется между двумя пиковыми состояниями: страхом и любовью. Про уровни развития читайте тут.  

Брать ребенка на похороны: надо или нет

Брать ли ребенка на похороны — советы системно-векторного психолога:

  • Не надо брать ребенка на кладбище, особенно зрительного.
  • Можно брать, если он достаточно развит для такого события: испытывает сострадание к другим, что позволяет ему пережить горе без травмы для его психики.

Статьи на тему:

Как рассказать ребенку о смерти близкого.Дети на похоронах: брать ли ребенка на похороны?

Самое дорогое, что у нас есть, — наши дети

Детская душа готова к новым открытиям и знаниям. С самого рождения, из года в год ребенок с интересом и любопытством погружается в изучение чего-то нового и неизведанного. Его природное стремление — познать, постичь, научиться. Чтобы развиваться, набираться опыта, оттачивать навык своего мастерства.

Пока он еще ребенок, он способен впитывать в себя все знания как губка — и хорошие, и плохие. Однажды он станет взрослым. Этот полный багаж знаний, опыта, впечатлений и переживаний из детства определит его жизненный сценарий, его судьбу. И тут важно родителям сориентироваться, что может навредить или пойти на пользу для гармоничного развития их ребенка, сохранения его психического здоровья. Важно знать и понимать, а стоит ли брать ребенка на похороны.

Важно:

Правильно развивать ребенка — в соответствии с его врожденными особенностями. В этом помогает онлайн-тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

А также целых два тематических занятия по теме: Воспитание детей в свете ликвидации психологической безграмотности.

Отзыв:

Преодолела страх похорон

«Похороны. У всех зрительников «особое» отношение к ним. Атмосфера, запахи, люди, кричащие и плачущие, эти крышки от гробов, венки… Я находила кучу рационализаций, лишь бы не попасть в этот ад»Ирина Шповтун, Мариуполь, Украина 27 января 2018

neobhodimo.com

Брать ли детей на похороны? — Храм Вознесения Господня, с. Большебрусянское

Святой преподобный Паисий Святогорец.Слова. Семейная жизнь. Том IV.

Дети-сироты

— Геронда, если умирает глава семьи, должны ли маленькие дети видеть тело своего мёртвого отца?— Лучше не надо. Тут вон даже если умирает кто-то из близких взрослого человека, то ищешь способ, как бы помягче, щадяще сообщить ему об этом. Что уж тут говорить о детях!— До какого возраста детям не на пользу видеть своих умерших близких?— Это зависит от [характера, склонностей, настроения] ребёнка.— А можно ли водить детей на могилу отца?— Да, на могилу детей водить можно. Надо им сказать: «Отец переселился отсюда на Небо. Если вы будете добрыми детьми, то он будет приходить с Неба к вам в гости». Помню, когда умерла моя бабушка, меня отвели в дом наших знакомых, чтобы я не видел похорон и не знал, что она умерла. Там со мной играли, развлекали меня. Я смеялся, а они плакали. Когда меня привели обратно домой, я стал спрашивать: «А где бабушка?» — «Придёт, придёт», — говорили мне. Я ждал возвращения бабушки, а спустя время узнал, что она умерла. Детям не на пользу видеть любимых людей мертвыми.— Геронда, если у малых детей умирает мать, то они переживают её смерть с огромной болью.— Дети больше сиротеют, теряя мать, а не отца. Поэтому, теряя мать, они испытывают и большую боль. Редко бывает так, что для детей, потерявших мать, потом становится матерью их отец. Однако в Раю такие дети будут утешены. Они получат [недостающее] там. Сирота «пройдет» в Рай с меньшим «проходным баллом», подобно тому как греки из заграницы поступают в наши университеты без экзаменов, поскольку это предусматривает соответствующий закон. То есть на сирот распространяется действие закона Божия, и для того чтобы пройти в Рай, им требуется меньше труда, тогда как другим людям для этого нужно предпринять немалый подвиг. Я считаю детей, лишившихся большой нежности своих родителей, счастливыми и блаженными. Ведь они сумели в этой жизни сделать своим Отцом Бога и одновременно отложили в «сберегательную кассу» Бога и нежность своих родителей, которой они были лишены и которая сейчас приносит им [духовные] проценты.Но и в этой жизни Благий Бог будет помогать таким детям, потому что с того мгновения, как Бог забирает к Себе родителей, Он — если можно так выразиться — обязан позаботиться об их детях. Помните, что говорит пророк Давид? «Сира и вдову́ прии́мет» (Пс. 145:9). Бог естественным образом любит таких детей больше и заботится о них больше. Таким детям Он в этой жизни даёт больше [духовных] прав, чем детям другим. Если сирота повернёт ручку настройки на доброту, то он очень преуспеет. Но если он говорит: «Раз я сам мучался, то теперь буду мучить других», он себя разрушает.— Геронда, отрицательные последствия сиротства остаются человеку на всю его жизнь?— Что ты несёшь? Дети-сироты могут быть немного скованны, иметь некоторую стеснённость, робость — у них нет той радости, живости, как у детей, сытых нежностью. Однако эта скованность является для таких детей тормозом, который помогает им в жизни. И одновременно они откладывают себе сбережения в жизни другой. Что ты думаешь: Бог не видит этой скованности? Неужели Он не поможет им после? Поэтому сироту — особенно по матери — мы должны с болью и горячей любовью стиснуть в своих объятьях, для того чтобы сначала он согрелся, и у него бы исчезла робость, и он бы открыл своё сердце. И если у него есть любочестие, то мы должны сильно притормаживать его большое воодушевление, чтобы он не надорвал сил, стараясь выразить свою великую благодарность. Святой Арсений Каппадокийский вырос сиротой — и по матери и по отцу. Если бы он не отнёсся к своему сиротству духовно, с отвагой, то был бы человеком измученным, у него были бы проблемы с психикой. Однако погляди, каким он был молодцом! Какие он нёс подвиги! На меня произвело впечатление то, что его косточки были мягкие, как вата, как губка. Когда во время обретения его мощей я доставал из могилы его ребра и позвонки, то они рассыпались в прах, как только я до них дотрагивался. Более-менее крепкими были только два позвонка, тазобедренная и большая берцовая кости. Удивительное дело: как, будучи столь болезненным, он мог ходить пешком на такие огромные расстояния? Он ходил, всё равно что летал по воздуху! Здесь видна сверхъестественная сила, которую давал ему Бог. Так неужели Христу окажется не под силу вырастить сироту?

Митрополит Антоний Сурожский.

Из книги «Жизнь. Болезнь. Смерть.»

Встречу с собственной смертью мы переживаем очень различно, в зависимости от возраста и обстоятельств. Подумайте о детях, которые слышат слово “смерть”. Одни из них имеют, может быть, смутное представление о ней; другие потеряли, возможно, одного или обоих родителей и горевали от сиротства. Они ощутили потерю, но не самую смерть. Большинство детей, во всяком случае мальчиков, в какой-то период жизни играют в войну. “Я тебя застрелил. Ты убит. Падай!” И ребенок падает, и знает в своих чувствах, хотя и изнутри защищенности игры, что он мертв; для него это означает, что он не имеет права участвовать в игре, бегать, не вправе шевельнуться. Он так и должен лежать. Вокруг него продолжается жизнь, а он не принадлежит ей; пока в какой-то момент он больше не может выдержать и вскакивает с возгласом: “Мне надоело быть мертвым, теперь твоя очередь!” Это очень важный опыт, потому что через него ребенок обнаруживает, что может оказаться вне жизни; а вместе с тем это происходит в игре, он защищен игровой ситуацией. В любой момент переживанию смерти может быть положен конец по взаимной договоренности, но чему-то он научился. Я помню, много лет тому назад в одном из наших детских лагерей был чрезвычайно впечатлительный мальчик, который воспринимал эту ситуацию настолько остро, что не мог вынести ее напряжения; и я провел с ним целую игру, жил, прятался, вступал в бой, был “убит” вместе с ним, чтобы он смог войти в этот опыт, который для него был не игрой, был слишком реален. Это один пример.

Ребенок может познакомиться со смертью уродливым образом, и это искалечит его, — или напротив, здраво, спокойно, как покажет следующий пример (он взят из жизни, это не притча). Глубоко любимая бабушка умерла после долгой и тяжелой болезни. Меня позвали, и когда я приехал, то обнаружил, что детей увели. На мой вопрос родители ответили: “Мы же не могли допустить, чтобы дети остались в одном доме с покойницей”. — “Но почему?” — “Они знают, что такое смерть”. — “И что же они знают о смерти?” — спросил я. — “На днях они нашли в саду крольчонка, которого задрали кошки, так что они видели, что такое смерть”. Я сказал, что если у детей сложилась такая картина смерти, они обречены через всю жизнь пронести чувство ужаса. При всяком упоминании о смерти, на каждых похоронах, у любого гроба — в этом деревянном ящике для них будет скрыт невыразимый ужас… После долгого спора, после того, как родители сказали мне, что дети неизбежно получат психическое расстройство, если им позволить увидеть бабушку, и что это будет на моей ответственности, я привел детей. Первый их вопрос был: “Так что же случилось с бабушкой?” Я сказал им: “Вы много раз слышали, как ей хотелось уйти в Царство Божие к дедушке, куда он ушел прежде нее. Вот это и произошло”. — “Так она счастлива?” — спросил один из детей. Я сказал: “Да”. И потом мы вошли в комнату, где лежала бабушка. Стояла изумительная тишина. Пожилая женщина, лицо которой много лет было искажено страданием, лежала в совершенном покое и мире. Один из детей сказал: “Так вот что такое смерть!” И другой прибавил: “Как прекрасно!” Вот два выражения того же опыта. Дадим ли мы детям воспринимать смерть в образе крольчонка, разодранного кошками в саду, или покажем им покой и красоту смерти?

В Православной Церкви покойника привозят в храм заранее; мы молимся у открытого гроба, рядом с ним стоят и взрослые и дети. Смерть вовсе не следует скрывать; она проста, она — часть жизни. Дети могут посмотреть в лицо умершего и увидеть покой. На прощание мы целуем умершего. И надо не забыть предупредить ребенка, что лоб человека, который обычно был теплый, теперь, когда он его поцелует, окажется холодным; тут можно сказать: “Это печать смерти”. Жизни сопутствует тепло; смерть холодна. И тогда ребенок не пугается, потому что у него есть опыт тепла и холода; и то и другое имеет свою природу и свое значение.

hrambb.ru