Как писать литературный обзор: пошаговая инструкция для студентов. Как делать обзор литературы


Примеры написания литературного обзора для диссертации, статьи, исследования

Как писать литературный обзор

Как писать обзор литературы для диссертации, научной статьи или в ином отчете об исследовательской деятельности разъясняются еще при работе над дипломом в ходе получения высшего образования. Однако из-за строгости требований к послевузовским научным работам у ученых возникает немало вопросов, касающихся принципов написания и оформления достигнутых по ходу исследования результатов.

Найти на них ответы помогают методические указания ВУЗов и рекомендации ВАК. Такие документы носят обобщенный характер, а потому не всегда могут решить конкретной задачи ученого. Изучите несколько уже готовых обзора литературы, чтобы не только вникнуть в схему работы с литературой или научиться корректно оформлять ссылки и цитаты, но и выбрать наиболее удобный для себя принцип изложения теоретических данных. В кандидатской диссертации глава 1 содержит обзор по теме диссертации. Скачивайте защищенные диссертации по вашей специальности и изучайте литературные обзоры.

Как сделать структурированный обзор литературы

Существует две основные концепции написания литературного обзора. В хронологическом подходе материалы излагаются в разрезе исторического развития: описываются переломные моменты в том порядке, каком они происходили, указываются наиболее важные гипотезы и их авторы, характеризуются конфликтующие течения и обязательно раскрывается вклад автора в общую картину. Логический принцип подразумевает написание подразделов, посвященных описанию объекта исследования, характеристике его связи со смежными областями науки и практики, значимости для народного хозяйства или социума.

Хороший обзор научной литературы имеет не реферативный, а аналитический характер. Это означает, что автор при его подготовке должен увязывать найденную в публикациях информацию с задачами собственного исследования. Причем повествование должно выявлять проблемные места в массиве имеющейся научной информации по теме работы. Это могут быть противоречивые суждения или недостаточно разработанные аспекты. Результаты такой аналитической оценки хорошо использовать для обоснования необходимости рассмотрения выбранной тематики.

Как образец обзора литературы поможет понять логику диссертации?

Логически обзор литературных источников в научной работе создает предпосылки для точного выявления в исследовании цели и постановки задач для ее достижения. При классическом подходе к оформлению диссертации эти пункты размещаются в блоке введения, куда также входит обоснование актуальности, краткая обрисовка текущей ситуации, перечисляются положения для защиты. В хорошей работе все компоненты вводной части согласованы между собой, а формулировка целей и задач подтверждается результатами аналитической литературной сводки. Такая взаимосвязь хорошо прослеживается в приведенном ниже образце литературного обзора по медицине (скачать файл Введение и литобзор диссертации по хирургии), который для большей наглядности приведен вместе с разделом введения.

Обзор может считаться правильным, если в результате его прочтения специалист сможет предположить какие будут использованы методы, понять причины выбора объекта. Если же научный труд попадает в руки неспециалиста, то результаты теоретических изысканий автора должны способствовать пониманию читателем сути проведенного исследования. Достаточно просты для восприятия работы по общественным дисциплинам, убедиться в этом можно если ознакомиться с примером литературного обзора по педагогике (скачать файл образец по Педагогике). Сложнее вникнуть  в диссертации по естественнонаучным или техническим дисциплинам,  где текст насыщен специальной терминологией и аббревиатурами.

Оформление литературного обзора

В послевузовском образовании к оформлению отчетов о научной деятельности в России относятся очень строго. Поэтому мало просто подготовить емкую и качественный литературный обзор, крайне важно его грамотно оформить согласно стандартам библиографических записей. В соответствии с логикой повествования набранный 14 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом текст делится на подглавы. Каждая из них должна иметь подзаголовок и быть пронумерована в соответствии с принципами многоуровневого списка.

Разделяют подразделы исходя из хронологических или логических позиций. Более предпочтительный второй подход, который хорошо показан на примере  обзора литературы по медицине (скачать файл РОЛЬ ТРОМБОФИЛИИ В РАЗВИТИИ СИНДРОМА ЗАДЕРЖКИ РОСТА ПЛОДА). В некоторых диссертациях, обзорных научных статьях  или иных исследованиях целесообразнее подача теоретических данных во временном контексте. Примерами таких работ выступают труды по истории или политологии.

Серьезное  внимание при оформлении литобзора любой научной работы нужно уделять ссылкам и цитатам. Цитирование и оформление ссылок регламентируется по ГОСТ Р 7.0.5 — 2008. Допускается два варианта ссылок на упомянутых авторов: первый – это полное указание года работы, фамилии и инициалов автора, второй – это внутритекстовые или затекстовые ссылки числового обозначения источника, приводимые в круглых или квадратных скобках. Второй вариант помогает существенно сократить объем научной работы, поэтому если в диссертациях еще можно встретить ссылки обеих разновидностей, то в обзорной части научной статьи буквенный вид  - большая редкость. 

Особенности написания литобзоров для разных видов научных работ

Проработанность литературного обзора любой научной работы показывает уровень компетентности автора в затронутой в исследовании проблематике. Качественное написание этого раздела позволяет неспециалистам разобраться в практических изысканиях и выкладках автора работы. При сходной структуре литобзоры в научных статьях, кандидатских или докторских диссертациях сильно различаются по глубине рассмотрения темы и, следовательно, объему.

Литературный обзор для диссертаций

Диссертационные исследования на соискание кандидатской и докторской ученой степени обычно посвящены изучению узкого вопроса. Поэтому при подготовке главы теоретической подоплеки исследования используются данные из максимально специфичных изучаемому направлению источников. А из них уже выбираются только те тезисы, которые имеют прямое отношение к целям и задачам конкретной диссертации.

Отобрать наиболее ценные источники данных помогут информационные издания, в которых представлена актуальная информация о факте появления и содержании новых публикаций в той или иной отрасли науки и техники. Сборкой и обработкой таких документов занимаются учреждения ВИНИТИ, ИНИОН, ВНТИЦ и некоторые другие.

Объем теоретической главы для кандидатской работы составляет 20-40 страниц из общих 120-150. В докторской диссертации литобзору рекомендуют посвящать 70-80 страниц из общих 350-400. Жестких требований ВАК не ставит, однако отклонения от таких норм могут быть восприняты критично: слишком маленький объем говорит о пренебрежительном отношении, слишком большой – о склонности автора заимствовать чужие идеи. В этом объеме диссертант должен показать свое умение работать со специализированной литературой, компетентность в профильной области, доказать способности к критической оценке достижений предшествующих коллег.

При подготовке диссертации рекомендуется использовать не менее 200 источников, причем лучше, если каждая позиция библиографического списка будет упомянута в тексте. Большая часть таких ссылок обычно приходится именно на литобзор, в котором приведенные сведения оформляются цитатами с указанием страницы, названия и автора цитируемой публикации. Объем заимствований в виде цитат не должен превышать 10% от общего текста, а оформление ссылок соответствовать требованиям ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Составление литературного обзора в научной статье

Статьи для отражения промежуточных результатов диссертационных исследований также должны содержать теоретический обзор с правильно оформленными цитатами и ссылками на использованную литературу. С одной стороны это является обязательным требованием рецензируемых изданий ВАК, а с другой – доказывает достаточный уровень академической подготовки автора.

Число листов научной статьи зависит от требований журнала, но в среднем составляет текст объемом 10 страниц. Какой процент отводится под оценку литературных данных? Ответ здесь зависит от типа публикации. Позитивно воспринимаемые журналами Web of Science и Scopus обзорные статьи на 80-90% состоят только из оценки существующих в определенной отрасли наработок. Для публикаций, описывающих конкретные достижения объем теоретического обоснования актуальности занимает не более 10 % от всего текста. В таких статьях литобзор локализуется во введении, а составляется он на основе анализа не менее чем пяти источников. Обзор пишется по общим с диссертацией принципам, однако имеет еще более узкую привязку к определенной стороне изучаемой тематики.

Литературный патентный обзор

Если работа описывает какое-либо изобретение, то в ее теоретическую подоплеку входят не только данные из научной и статистической литературы, но и приводится обзор существующих патентов. Целью таких исследований становится определение научной картины в отрасли и выявление тенденций ее развития на основе сбора и анализа патентной информации.

Особенно актуален поиск патентов и изучение описаний для научных работ технической направленности. При разработке конструкции нового оборудования такая работа помогает сконструировать действительно полезные агрегаты или разработать более выгодные способы применения уже существующих.

Источниками информации для патентных исследований выступают регулярно выпускаемые издания «Изобретения и полезные модели», «Промышленные образцы», «Изобретения стран мира», реферативные журналы ВИНИТИ. Поиск данных рекомендуется производить за последние 20 лет и рассматривать не только российские, но и источники развитых стран: Японии, США, Германии, Франции, Великобритании, Швеции.

Литературно-патентный обзор на выходе должен отражать характеристику объекта и перечень рассмотренных технических решений сходного назначения, сравнение их между собой, заключение по результатам сопоставления.

Аналитический обзор научных статей

Этот тип обзора оперирует актуальными данными, взятыми из публикаций в научной и профессиональной периодике России и других стран мира. Выпуская из рассмотрения фундаментальную академическую информацию, обзор научных статей формулируется в виде обоснования необходимости дальнейшей проработки тематики, подведения итогов или подготовки прогноза развития выбранной отрасли. При написании обзора научных статей информацию подают сжато, выделяя из реферируемых источников только суть. Допускается включение в текст информативных таблиц и иллюстраций, использование которых позволит сократить объем.

Соискателям ученых степеней такие типы литобзоров полезны для уточнения темы, целей и задач диссертации. Подготовленные сотрудниками НИИ аналитические сводки применяются при реализации масштабных проектов. Менеджменту производственных предприятий ознакомление с аналитическим обзором статей по своему специфике помогает в составлении стратегии развития бизнеса.

Обзор литературы по теме исследования

Раздел с теоретическими изысканиями – обязательный компонент отчета о научно-исследовательской деятельности. В квалификационных или научных работах он играет вспомогательную роль, служа опорной платформой для нового исследования.  Обзоры по заданной теме востребованы среди представителей бизнес-среды. В этом случае результаты изысканий ложатся в основу разработки новых технологических или конструкционных решений, реализация которых способствует развитию предприятия, повышает его рентабельность.

Эта разновидность обзора литературы по теме исследования не ограничивает автора в типе использованных источников. Информация здесь может браться не только из диссертаций, фундаментальных изданий и академических журналов, но и из протоколов тематических конференций, газет, достаточно информативных рекламных публикаций, профессиональной отраслевой периодики, отчетов компаний. Главное требование здесь состоит в сжатости информации, причем крайне желательно, чтобы данные были представлены в доступной для понимания форме.

disszakaz.ru

Скорая помощь аспиранту · 4. Как писать литературный обзор

Как писать литературный обзор

Обычно всем советуют начинать работу над диссертацией с плана-проспекта. Те, кто хоть раз так делал, знают, что следовать плану-проспекту невозможно. А всё потому, что диссертация – работа творческая. Творить по плану ни у кого не получится. Совет начать с введения — довольно бредовый. Пока вы не написали тело диссертации, вы не сможете написать к нему введение. То же самое касается заключения и обзора литературы. Повезло тем, у кого очень дальновидный руководитель, который составляет выполнимые планы, и ставит достижимые цели. Но так везет не многим.

Что касается литературного обзора, то слова о том, что он должен быть полным, могут принадлежать только деятелям, застрявшим в своем развитии где-то между инфузорией и рыбой. Потому что сразу же возникает естественный вопрос: а как в этой полноте можно объективно убедиться?

Поиском статей вы будете развлекаться с первых своих дней в аспирантуре. Если после просмотра статьи по диагонали вы убедились, что она по вашей теме – сохраните ее на диск. Проставьте название файла так, чтобы оно соответствовало названию статьи и фамилии автора. Это правило существенно вам сократит время при подготовке финального текста литературного обзора.

Имейте в виду: отдельные статьи могут пропасть из бесплатного доступа в интернете! Причины: передача прав на статью издательству, закрытие сайта автора, выпадение статьи из индекса поисковых служб, да что угодно. Произойти это может за несколько лет, то есть за срок, сравнимый со сроком обучения в аспирантуре.

Сразу сделайте аннотацию статьи. Статьи скачиваются в начале обучения в аспирантуре, а литературный обзор пишется в конце. От момента, когда вы скачали статью, до момента ее включения в литературный обзор, может пройти несколько лет.

Ни в коем случае не используйте при конспектировании абстракты статьи или аннотацию к статье независимого рецензента. У вас конкретная тема диссертации, и вы должны писать аннотацию для своих нужд, глядя со своей колокольни. Также сами выделяйте те ключевые слова из статьи, которые важны лично вам при работе над вашим собственным литературным обзором.

Есть замечательная бесплатная программа для ведения библиографических записей. Она называется JabRef. Основное ее предназначение – ведение базы данных библиографических записей. База данных хранится в формате bib, в котором описывается список литературы для системы LaTeX. Тем, кто использует LaTeX для оформления диссертации, рекомендую установить JabRef.

Программа JabRef абсолютно бесплатна, ее можно скачать отсюда http://jabref.sourceforge.net. В то же время, для удобства я разместил ее на диске. Кроме того, на диске есть моя собственная база данных asper.bib, в которой есть примеры правильных ссылок на русские источники (как известно, у многих программ есть проблемы с пониманием русского языка).

Да, обзор литературы должен быть полным. Полнота обзора литературы достигается с помощью научного руководителя, который называет из головы наиболее значимые работы в исследуемой области. Но это возможно только для тех, для кого аспирантура – это сказка.

Теперь я поделюсь своим секретом, как сделать современный и полный обзор литературы. Весь секрет в том, что никакого секрета тут нет – нужно педантично скачивать и читать статьи. Для затравки вам хватит и двух-трех статей, найденных случайным поиском. После этого:

  1. Из списка литературы, который есть в каждой статье, выписываем интересные для вас ссылки. Кратко фиксируем, чем именно они интересны.
  2. Ищем статьи по ссылкам в сети Интернет и с ними повторяем п. 1.

Число статей будет расти как снежный ком! Вы быстро достигнете «насыщения» — перестанут появляться и новые статьи, и новые фамилии. Главным признаком, что пора остановиться, является возможность выстроить статьи в иерархию. Сначала по авторам, потом авторов распределить по научным школам.

Вам не нужно искать абсолютно все статьи, на которые вы хотите сослаться в своем литературном обзоре. Если, конечно, вы не хотите состариться, не выходя из этого процесса. К примеру, когда вы видите в чьей-то работе примерно такую фразу: «Это понятие было впервые введено в работе [1]», то статью [1] можно в интернете не искать, потому что вы уже знаете, каким образом можно на нее сослаться, и даже можете заочно составить аннотацию для своей библиографической базы данных.

При копировании ссылок всегда возникает необходимость их переформатирования согласно действующему ГОСТу. На диске есть программа, которая автоматически переформатирует ссылки. Для этого в одно поле вы вставляете ссылку, программа ее распознает и формирует новую ссылку, которую вы уже копируете себе.Разумеется, программа написана на Java и является кроссплатформенной.

Вы обязательно столкнетесь с такой ситуацией, когда полный текст статьи находится в платном доступе. Не отчаивайтесь, есть выход.

Попробуйте найти эту статью через Гугл по запросу, содержащему название статьи в кавычках. Ваша цель – персональный сайт автора, на котором обычно выкладываются все статьи бесплатно. У меня так получалось примерно в 20% случаев.

Второй способ – написать автору напрямую. Не забывайте про стиль, особенно если пишите на английском языке.

На диске есть примеры нескольких подобных писем-обращений на русском и английском языках.

Работать с литературой вам придется от момента поступления в аспирантуру до момента защиты. Если вы будете следовать моим советам, то сэкономите массу сил и времени. Самый главный секрет состоит в том, чтобы поверить в себя и вдохновенно перелопатить весь объем литературы. Прочитать все статьи по своей теме лишь кажется невыполнимой миссией. Дерзайте, и все Супермены и Росомахи нашего мира будут вам завидовать зеленой завистью.

(C) 2014 Егор Цветков. Перепечатка в любой форме запрещена.

Это всего лишь краткое изложение соответствующей части курса «Секреты аспирантуры». Вы можете бесплатно подписаться на полный курс. Если вы еще не знаете, интересен ли будет вам мой курс, прочитайте рекламный проспект на главной странице сайта.

asperhelp.ru

примеры написания для дипломной работы, диссертации, исследования и статьи

Научная работа - это создание нового знания. Новое всегда актуально и социально значимо, но правильное составление и оформление обзора литературы - пример кропотливого и тяжелого труда. Еще до того момента, когда появится повод применить ГОСТ, методические указания кафедры или рекомендации ученого совета для списка источников, нужно знать что собрать, как собрать и в какой последовательности применить. Новизна, актуальность, социальная значимость и реальная полезность - это все приращения к тому, что уже есть. В чем именно состоит это приращение пространства знания, важно правильно показать.

Две стороны цитирования

Обзор литературы по теме исследования - пример Двуликого Януса на актуальной практике. По-латыни - это дверь, по смыслу - дверь между прошлым и будущим. Источники - важная составляющая не только научной работы.

Еще в школе ученики декларируют свои знания, цитируя учебники или «правила» родителей, приводят иные основания для сделанных выводов или принятых решений. Каждый человек создает новое личное знание на базе уже имеющегося у него и делает это в двойном контексте:

  • систематизация знания - умение использовать спектр источников;
  • оформление знания - умение правильно разложить источники по полочкам.

Первое расставляет приоритеты над тем, что сказала мама, а что сказал дедушка или школьный друг, знания которого еще под вопросом. Иногда далеко не нулевое значение будет иметь мнение соседки по этажу или прохожего на улице. Знание может дать школьное событие или наблюдение за природными явлениями.

Наука сложнее и многограннее жизни. Здесь есть творчество, здесь «вовсе нет логики», здесь совершенно «нет закона», но есть интуиция и особый стиль познания действительности, который только авторы называют логичным и обоснованным.

Новое знание

В научном мире объем информации велик и катастрофически быстро растет.

Второй аспект (оформление) абсолютно ясен: сложились и стали фундаментом ГОСТы, методические указания и обычай, как делать обзор литературы на примере структуры списка, системы иерархии или реляционной модели.

Первый аспект (систематизация) - это личное, авторское, само по себе творческое действие. Знания автора укладывают источники в систему, как кирпичики в фундамент здания нового знания, часто подсознательно. Обзор литературы по теме исследования - пример задачи, которая будет решена каждым человеком по-своему именно в таком контексте, но не всегда сознательно.

Простые, но обязательные представления знания

Самый простой вариант (А) - статья (доклад, просто «листок» рукописного текста), совсем необязательно правильно оформленная информация в части источников. Автору абсолютно безразлично, как обозначить свои знания и представления предшественников, но декларация нового видна автору только на фоне старого. Здесь обзор литературы - пример семантики, а не синтаксиса.

Иной листок, рожденный в средней школе, пока что неизвестным художником, дороже и значительнее многолетнего и многотомного диссертационного труда.

Рукописный труд

Научная статья - это выход в мир представлений коллег через редакцию научного журнала. Здесь сложившееся знание будет противиться новому, а редакторы сначала прошерстят источники по критерию соответствия правилам, а потом приложат максимум усилий, чтобы увидеть что-то интересное, новое и актуальное в авторской статье, а чаще, наоборот, найдут к чему придраться.

Дипломная работа - это обязанность продемонстрировать знания, умение решать задачи и формулировать результаты. Это первый «выход в люди» вчерашнего студента. Процент дипломников, уходящих в магистратуру или в научную работу, всегда низок, иначе некому было бы просто работать.

Зачем обществу 100 % творцов и ученых по каждому учебному заведению? В области первичного высшего образования критический обзор литературы - пример лояльности. Важно просто оценить факт получения знаний и проверить их на практике. Ошибки в цитировании недопустимы, но приоритет здесь в другом.

Выступление на конференции - это доклад, и к научной статье его не отнести, но оргкомитет конференции обычно требует письменное изложение сути выступления, а следовательно, потребуется обозначить источники. Оргкомитету конференции все равно кто выступает: ученый, студент или школьник. Взять за основу пример обзора школьной литературы или методы среднего образования не получится даже на первом курсе: потребуется все делать по-взрослому.

Обязательные представления знания

Простой вариант (Я) - статья, совершенно (подсознательно) неправильно оформленная, но источники автор всегда выбирает осмысленно. Допустимы ошибки в синтаксисе ссылок, но здесь смысл уже далек от логики: заработало творчество. Уже не школьник, пока что студент, но уже реально будущий ученый. Обзор литературы - пример самостоятельного «компота» знаний, который исследуется с целью критиковать, уничтожать и создавать свое.

Магистерский уровень - это не кандидатская и не докторская диссертация, но уже научное произведение, созданное с целью квалификации. Здесь библиографический обзор литературы - пример жесткого подхода как со стороны кафедры, ученого совета или Высшей аттестационной комиссии, так и самого автора. Именно автору принципиально важно исключительно правильно выполнить цитирование как в плане систематизации знаний, так и оформления источников.

Докторская диссертация

Научно-исследовательская работа - это отчеты, постановки задач, статьи, книги, диссертации. Для правильного обзора литературы в исследовательской работе примеры подобных работ важны - они часто становятся источниками, но требуют адаптивного применения. Развитие науки не стоит на месте. Если оформительский момент (собственно ссылки) мало меняется, то систематизации источников знаний свойственна не только динамика, но и «обратный ход».

(А) и (Я) - от простого к сложному

Начинающий автор (А) и уверенно уходящий в науку студент (Я) обязаны всегда следовать правилам применения знаний и выполнения цитирования. В обоих случаях общие ГОСТы и правила учебного заведения одни, а уровни обязанности соблюдать правила и нормы разные.

На то, как делать анализ области исследований и обзор литературы, примеров можно найти предостаточно в собственном учебном заведении. Использовать интернет допустимо со скидкой на время публикации: далеко не каждый веб-ресурс считает своим долгом фиксировать дату появления информации, которую он счел существенной. Авторский вариант предпочтительнее.

На начальном этапе своего научного пути у автора (А) еще нет амбиций, на определенном этапе развития представлений о ситуации в области исследований, изученных научных работ и иных источников, но собственное (Я) становится самодостаточным и самоуверенным мнением.

Стиль цитирования

Дисбаланс восприятия автором реальности, заметный по обзору литературы в исследовательской работе, на примере объективных фактов этой реальности, по мнению рецензента (читатель, научный руководитель, кафедра, ученый совет), очевиден.

Автор может продолжать придерживаться своей точки зрения, но гораздо лучше, если он свое (Я), в незаметное для окружающих время, сместит в начало диапазона умений анализировать, систематизировать и представлять знания, например, на позицию (Ж) - жизнь, (И) - исследования или (Н) - наука.

Стиль цитирования

В научной работе при написании статьи, диссертации или просто отчета по НИР важен объем информации, исследованной в качестве источников. Но объем знаний, извлеченных из источников, всегда значительно меньше. Логика использования исходного материала важна так же, как и стиль ее анализа и представления.

  1. Ученый работал всю свою жизнь, выступал, писал статьи, книги, защитил две диссертации, издал монографию и стал академиком, а простой студент извлечет из авторитетного наследия только одну фразу. Хорошо еще, если сочтет ее стоящей, а ведь с легкостью может написать: «Окунев С. Я., автоматизация документооборота на языке PL/1 - нет результата». При этом сошлется сразу на несколько статей и монографию академика без указания страниц и причин категоричного вывода.
  2. Другой студент подойдет более ответственно: «Ершов А. П. занимался автоматизацией на C/C++ производства программ, разработал методики и технологии разработки программного обеспечения, делал попытки использовать системы продукций и язык Пролог. Работы оказались тщетными и трудоемкими, не нашли никакого применения. В создании экспертных систем Пролог показал абсолютную недостижимость положительного результата». При этом будут процитированы как Ершов, так и Эшли, Поспелов, Иванов и Петров. Здесь много разных источников от разных авторов, но цитирование их свело к одному выводу и наиболее значимому результату.
  3. Третий студент потратит еще больше времени, прочитает не только книги, авторитетных профессоров, просмотрит сотни статей и материалов конференций, но также выполнит собственноручно парсинг на просторах интернета. Здесь объем сузится до одной фразы: «Теория объектно-ориентированного программирования и облачные технологии в осмысленной и полноценной реализации - это 1991 год [1], а не 2005-2006, как утверждает [компания Amazon], и не 1960 год, когда Д. Ликлайдер озвучил мысль об облачных вычислениях, поскольку 1960 году не только интернета не было, но и о смартфоне никто не мечтал. Хотя мысль виртуализировать данные и приложения стара как мир, даже для уборщицы из любой скромной компании начала 80-х годов прошлого века».

В последнем пункте использовано цитирование:

  • [1] - ссылка на издание «Объектно-ориентированное программирование: состояние и перспективы / Слава Чип; Науч.-техн. фирма "ПРИНТ", Исслед. лаб. С. Чип. - Минск: Б. и., 1991. - 58 с.».
  • [компания Amazon] - ссылка на компанию, которую считают основным родоначальником продукции облачного назначения. Это принципиально, потому что: как, когда и кем было создано облако никто не знает и не узнает. Современное облачное понятие столь же размыто, как и сама облачная идея.

Цитирование «Д. Ликлайдер» из серии «такие вот фамилии запомнились и упоминались». Как правило, по 60-м годам можно придумать и безопасно обозначить множество фамилий и по программированию, и по виртуализации, и по лечению раковых заболеваний - трудно проверить достоверность.

Акценты в цитировании и авторство

Использование образной ссылки «уборщица» - характерный способ акцентировать неправильное развитие мысли. Чем быстрее и объективнее идет вперед будущий ученый в своих исследованиях, тем критичнее он анализирует чужие знания и жестче свои, тем более емко автор старается расставлять акценты. Обидно это или не обидно, но даже у монстров Oracle или Microsoft есть работы, которые можно было бы не делать, и решения, которые лучше было бы не принимать.

Стиль цитирования и авторство

Обоснованно придраться можно к чему угодно, но в области научного творчества и научно-исследовательской работы аналитический обзор литературы - пример того, как имеющийся факт или знание препарируется определенным образом под скальпелем достигаемой цели.

Наука и научно-технический прогресс - это не личное, а общественное. Как только автор «разродился» идеей, и она была признана общественным сознанием, социуму абсолютно не интересен сам автор. У последнего остается только законом установленное право отстаивать собственное авторство и идти дальше. Но общество всегда запоминает и свято чтит запомнившихся ему ученых, исследователей и специалистов.

Насколько подробно следует выполнять цитирование - вопрос несложный. Фамилии следует употреблять, только если они реально известны и с ними что-то реально связано. В противном случае только результат и ссылка на источник: [13] - так короче. Если речь идет об изделии, исследовании или событии - важно указать именно это, а не приводить авторский текст - это всегда много.

Объемы цитирования

Различные учебные заведения, научные руководители, а в целом научная практика рекомендуют тратить 30-40 % от всего объема работы на аналитический обзор литературы. Пример - не объективной логики, но так принято.

Самое простое решение по вопросу объема литературы, которую следует просмотреть и представить - максимум по первой части, минимум по второй. Чем больше будет выполнено аналитической работы - тем достовернее выводы. Чем более кратко и точно она будет представлена - тем лучше.

Любая статья, диссертация или научно-исследовательская работа имеет тему, которая определяет цель и задачи по ее достижению. Еще более жесткий подход, чем в юриспруденции, определяет научное творчество - ничего за гранью исследования, актуальны только тема работы и решаемые задачи.

Существенно соотношение объема цитирования собственных работ и других авторов. Приоритет у последних. Собственные работы - это важно только в контексте их развития в текущей работе, но в любом случае идет речь о том, что достигается, а не о том, какие заслуги уже признаны и опубликованы.

Пример обзора литературы для научной статьи

Тема «Файлы, папки и блокчейн: логика развития представлений».

Актуальность статьи и цель. Мир благодарен большим Советским Вычислительным Машинам и серии IBM 360/370. Информационные «археологи» по сей день разбираются, что лучше: БЭСМ, "Урал" или "Минск", почему ЕС ЭВМ так похожи на IBM и стоила ли игра свеч. Но файлы и папки существуют по сей день в первозданном виде, и блокчейн собирается идти той же дорожкой.

Поскольку мир уже признал термин «блокчейн» и его смысл стал очевиден как минимум для разработчиков и продвинутых пользователей, то тему можно раскрыть следующим образом. Здесь обзор литературы - пример требования предельно жестокого анализа огромного количества книг и специальных изданий по файловой системе.

По данным «Википедии», разработано и успешно эксплуатируется несколько десятков файловых систем.

Файлы и папки

Прикладные программы часто делали попытки придать смысл файлам. Некоторые программисты понимали, что всякая папка пользователем воспринимается как объект, содержащий контент по определенной теме, но по сей день существуют только файлы и папки.

Проблема существующих файловых систем состоит в том, что на самом деле нет ни файлов, ни папок, а есть реальные документы, созданные в конкретное время по конкретной причине. Да, есть понимание, чем отличается *.docx от *.xlsx, но суть даже не в том, что векторные форматы содержат «осмысленное» понимание изображения, а не растровое. Вектор - это масштабируемость. Растр - это точка. Совокупность точек никогда не растянуть на желаемый размер, поскольку их придется увеличить, а это - туман, размытое изображение. Вектор растягивается так, как определил разработчик конкретного графического редактора, но не более и не менее.

База данных - файл, при любом раскладе, но только программист знает, какой смысл в ней заключен и именно какие отношения в ней увязаны в одно целое.

Фундаментальный вывод: как только файл или папка были созданы - теряется семантика. Автор забывает, что он сделал, когда, по какой причине, как использовал. Чисто психологические особенности интеллекта человека могут ему позволить что-то помнить, но файл или папка - это не знания, которые в голове, они вне системы. Они ушли в «самостоятельное плавание», а в океане информации у них нет ни курса, ни алгоритма движения.

Блокчейн - это встроенная по правилам цепочка связанных данных. Местом рождения блокчейна стала сфера криптовалют. Опыт реализации механизма транзакций, благодаря развитию технологий баз данных, велик. По сути, образовалось сочетание идеи семантически нагруженной последовательности данных и точных транзакций в них, прежде всего, время, действие и особенности каждого конкретного действия.

Безусловно, развитие файловых систем и блокчейна еще продолжается, старое и новое востребовано и используется продуктивно, но факт остается фактом, и, скорее всего, революция в этой области не за горами. Файлы и папки станут более «сознательными и самостоятельными», к ним можно будет обращаться, а они будут отвечать, предоставляя нужную информацию.

Анализ и логика обзора: «файлы+папки» и «блокчейн»

В предложенном варианте выполнен обзор литературы, как в библиотеке, как пример работы большого шагового экскаватора (огромная машина для извлечения больших объемов породы, которая может работать на мягком грунте).

Такие механизмы изготавливаются под заказчика и собираются на месте выполнения работ. В этом случае порода уже лежит - она накопилась с того момента, как появились файлы и папки. Файловые системы совершенствовались стремительно. В технологическом плане оборудование и программы для создания и обработки данных совершенны в пределах современного знания.

Именно на этом простом основании в предложенном примере обзора литературы по теме «Файлы, папки и блокчейн: логика развития представлений» нет ни одного автора, ни одной ссылки. Научно-исследовательская работа (НИР) в данной области только началась, причем в уникально массовом масштабе. Смысла ссылаться в данной теме пока нет, да и не на кого. Можно упомянуть Сатоси Накамото как создателя «биткоина» но сам он использовал термин «цент». Кроме того, криптовалюты и блокчейны уже ушли в далекое плавание и стали предметом исследований огромного количества компаний и специалистов.

Здесь конкретный обзор литературы к НИР и примеры реальных систем не могут быть построены. Суть проблемы: «файлы+папки» и «блокчейн» - никто так ситуацию не рассматривает. Все работают с первым по старинке, а со вторым - как получается и как разрабатывается.

Категоричность и точность

Предложенный обзор литературы, пример того, как нельзя поступать. В заключительной части, прежде всего, нельзя однозначно утверждать точное знание, в то время как его точность нечем обосновать.

Действительно, если поговорить с любым пользователем, то в большинстве случаев можно обнаружить полноценное применение файловой системы на его компьютере.

Образованный пользователь разложит папки по полочкам, а файлы по папочкам и назовет все свое информационное имущество правильно и понятно. Все по-русски, по-английски или по-китайски - в любой стране мира на родном языке.

Категоричность и точность

Блокчейн с рождения получил уникальную формулу, которую ни с чем не спутаешь: встроенная по правилам цепочка связанных данных. Распределенная она или нет по множеству компьютеров - не суть важно. Важно лишь то, что здесь появляется «смысл» и в этом «смысле» стереть ни одну транзакцию в цепочке - не дозволено. Важны правила, связность, цель и время, собственно, действие и его значение.

В таком контексте сам обзор научной литературы (как примеры различного отношения к данным) представляет собой частное мнение автора по формирующейся новой системе знаний. Но допускать собственную уникальность автор не имеет права.

Всегда и во всех случаях от автора не убудет, если он допустит существования аналогичного мнения или понимания ситуации, или уже выполненную работу по исследуемой теме.

Успех исследования знания

По обзору литературы и примеру формулировки темы можно определить суть работы и ожидаемые результаты. Логика научного познания такова, что умение использовать спектр источников и правильно разложить источники по полочкам определяется сквозь фильтр выполняемого исследования.

Если пишется статья, есть краткое понимание одной-двух позиций, приращение знания по которым требует обоснования. В дипломной работе нужно показать полученные знания и умения. В диссертации требуется обосновать новизну и актуальность по положениям, выносимым на защиту. В научно-исследовательской работе нужно описать то новое, ради чего заказчик тратит деньги.

В каждом формате применения авторской логики есть смысл, и не исключено, что смысл состоит в том, чтобы показать несостоятельность избранного пути. Но твердое убеждение, что обратный ход все же необходим, что все нужно начинать сначала - тоже результат.

Достижение цели или убеждение в том, что цель нужно было поставить иначе - и то и другое - это тоже результат и тоже несомненный успех.

fb.ru

Введение ★ Обзор литературы

Во введении должна быть обоснована актуальность исследования и наглядно продемонстрирована проблемная ситуация, также формулируется проблема исследования, исследовательский вопрос (он же КВ в критериях оценивания), цель и задачи, объект и предмет.

Для актуальности исследования подойдет обращение к научно-популярным статьям, медийным материалам. Инфоповоды с широким общественным резонансом подчеркнут необходимость проведения исследования по выбранной теме. Проблемная ситуация - состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием того, как объект живет и функционирует с целью развития.Проблема - форма научного отображения проблемной ситуации. Проблема выражает объективное отображение проблемной ситуации, указывает на некоторое противоречие между здравым смыслом и реальным поведением людей. Пример: товары Гиффена (при повышении цены на которые, спрос также повышается, хотя по закону рыночного спроса должен был снизиться) - в Ирландии при повышении цены на картошку жители стали покупать больше картошки.Плохая проблема: «Актуальна ли проблема репрезентации женщин в современном голливудском кино?». Во-первых, доказать актуальность проблемы вы должны до того, как браться за ее решение, и, во-вторых, очевидно, что «актуальность проблемы» проблемой быть не может. В-третьих, проблема сформулирована в виде вопроса – но об этом сразу после примеров. Хорошая проблема: «Ностальгическое потребление товаров «советского» производства современной молодежью». Противоречие в том, что современная молодежь родилась, когда союз уже развалился, и ностальгии как таковой они испытывать не могут, а конфеты «Аленка» все равно любят всей душой, хоть они и невкусные – конфликт налицо.

Исследовательский вопрос (КВ) - знание, которое мы хотим получить в результате исследования, сформулированное в вопросительной форме. Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной, цель исследования логически диктует структуру его основных задач. Задачи - элементы комплексной цели, то есть описание того, из каких аналитических составляющих состоит достижение цели. Необходимо отличать исследовательские задачи от практических процедур по достижению цели (например, «составить анкету», «найти литературу» и т.д., и т.п. - ИХ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В СПИСКЕ ЗАДАЧ).Объект - фрагмент социальной реальности, на который направлено изучение. Предмет - различные стороны нашего объекта. Во введении достаточно ёмких формулировок, поскольку эта же информация имеется в главе с методологией исследования. В конце введения стоит кратко описать структуру работы (в первой главе представлен обзор литературы, во второй - программа исследования, в третьей - анализ данных, в заключении даны выводы по результатам исследования).

project6013.tilda.ws

Обзор литературы в диссертации - как его писать?

обзор литературы (или литературный обзор) — первая глава диссертации, содержащие данные о состоянии научной проблемы, в которй диссертант планирует предложить свое решение. По содержания она является аналитической. В ходе работы над обзором литературы необходимо собрать информацию из многочисленных источников научной медицинской информации, оценить текущие тенденции решения, степень изученности темы.

Написание обзора литературы преследует множество целей и задач, среди них наиболее важными являются:

Возможность оценки самостоятельности претендента в аспирантуру или соискателя:

Часто обзор литературы является первой главой, которую запрашивает научный руководитель при работе с потенциальным диссертантом. Таким образом, есть возможность понять, как теоретически подготовлен потенциальный ученик, как он работает с литературой, умеет ли анализировать данные, обладает ли сосредоточенность и лоикой мысли.

Обзор литературы  помогает уточнить тему диссертационной работы:

Бывает так, что изначально тема формулируется общими словами и кафедра лишь предлагает медицинскомй специлисту научную проблему, которую ему будет необходимо проработать. Тема будет уточнена в процессе работы над обзором литературы для диссертации и непосредственно при сборе материала исследования, когда станет ясно, какие моменты удастся осуществить и осветить в диссертации, а какие остануться лишь в разряде научной мысли.

Показать теоретическую значимость научной проблемы:

«Материал уже собран, а обзора еще нет» или «обзор делал в самом начале работы над диссертацией и теперь его нужно обновить» — такие фразы часто слышны в нашей ассоциации. Зачастую диссертанты концентрируются на практической стороне выполнения научной работы, но забывают про теоретическую часть диссертации. Это абсолютно неудивительная ситуация, ведь для большинства врачей выполнение диссертации — лишь ступень карьерной лестницы и у многих медицинских специалистов нет возможности вникнуть в тонкости методологии выполнения работы. Однако, хорошо проработанный обзор, качественное представление результатов исследования и разумная аналитика полученного — залог успешной защиты и получения научной степени.

Риск повторить работу предшественника и не показать научной новизны:

Без обзора литературы диссертант рискует повторить ранее уже выполненную работу, это грозит отсутствием науной новизны, что в корне противоречит основному требованию к диссертации — предложение нового решения существующей проблемы, новые разработки задач медицины. Чем это чревато? Научный руководитель не пропустит диссертацию на аппробацию и как следствие, в лучшем случае, вы будете вынуждены прорабатывать имеющуюся литературу еще раз, в худшем, просто не защититесь или будете отправлены на следующий год.

Суть науки — производить новое данное. Как это делать если не знать «старое»?

Суть науки производить знание и заполнять существующий разрыв между потребностью в факте и его наличии. Если вы не знаете, что уже открыто, а что нет — вы выполняете тройную работу. Разрабатывает основу проблематики, упираетесь в стену отсутствия фактов, добываете факты. Согласитесь, что в век глобализации информации, такие истории из разряда Гарвея или Ньютона прошли, теперь вы, хотите того или нет — часть глобального научного сообщества и работа в условиях сравнения своих данных и коллег стало нормой.

Качественный обзор литературы облегчает процесс выполнения диссертации:

Вы работаете не ради процесса, а ради результата и четко понимаете, что нужно сделать, а это — экономия времени на составлении дизайна исследования, сбор только необходимых данных, упрощение составления разработочных таблиц для исследования.

Облегчение общения с коллегами:

Знание и компетентность играют большое значение в медицине. Зная основные тенденции разяития научной области вы становитсь экспертом своей научной проблемы, что облегчает общение с представителя кафедры, научным руководителем, выступление на конференциях и конгрессах.

lit-review.ru

Как писать литературный обзор: пошаговая инструкция для студентов

Как писать литературный обзор: пошаговая инструкция для студентов

Некоторые студенты полагают, что для выполнения литературного обзора не нужно прикладывать каких-либо усилий, достаточно лишь прочесть книгу и составить о ней своё личное мнение. Это очень распространенное заблуждение! Важно не только понимать, как писать литературный обзор, но и каким критериям он должен соответствовать.

Итак, для правильного составления и написания литературного обзора необходимо проделать несколько важных шагов.

Подготовительный этап

Шаг 1: задание

При получении задания на написание литературного обзора в первую очередь стоит уточнить под какие критерии и требования он должен подходить. Для этого стоит получить ответы на вопросы:

  1. какое количество источников необходимо включать в обзор?
  2. в обзоре должно присутствовать обычное подведение итогов или полный критический анализ?
  3. нужна ли справочная информация в обзоре?

Шаг 2: уточнение темы

Для того чтобы написание обзора не превратилось в рождение нового многотомного труда, желательно максимально сузить количество используемых источников. Для этого конкретизируется тема, по которой будет писаться обзор.

«Для создания обзора по технической тематике лучше всего использовать современные источники, так как в них информация по теме будет максимально приближена к современному состоянию проблемы. Для гуманитарных же наук можно практически не беспокоиться о датах издания источников».

Шаг 3: основная мысль

Литературный обзор — это не обычный сбор информации из источников и её суммирование, в первую очередь это

  • понимание того, что связывает между собой все источники,
  • в чем состоят отличия,
  • в чем их общность.

Необязательно детально углубляться в каждый источник обзора, главное понять то,

  • какой точки зрения они придерживаются,
  • какую теорию отстаивают.

Шаг 4: оценка источников

Как писать литературный обзор: пошаговая инструкция для студентов

При работе над обзором важно убедиться в компетентности выбранных источников. Конечно, жизненное и яркое повествования способно убедить самого скептически настроенного преподавателя в правильности изложенных мыслей, но если используемые источники не признаны хотя бы на нескольких уровнях, то от самого качественного обзора при детальной проверке может не остаться камня на камне.

Написание обзора

Шаг 5: вступление

Первое впечатление — это важная составляющая любой дискуссии. Без отклонений от основной темы стоит дать понять читателю, что ждет его в основной части обзора, при этом впечатление от вступления должно предвосхищать ожидания от прочтения всего труда.

Шаг 6: основная часть

Если вы приступили к основной части работы, то важно понимать, что в первую очередь литературный обзор — это

  • пример работы мысли,
  • а не простое собирание доказательств и фактов.

В основной части автор обзора ни в чем не ограничен, большие возможности при работе предоставляют разные источники, выбранные заранее.

«Как писать литературный обзор, если мнения по теме меняются со временем? В таком случае стоит разбить работу на хронологические отрезки, в течение которых менялось мнение, используя при этом соответствующие подзаголовки».

Шаг 7: вывод

Чтобы читатель смог в полной мере осмыслить проделанный труд, в заключении литературного обзора должен быть ясный и описывающий весь процесс исследования вывод.

После работы

Шаг 8: проверка

Итак, работа выполнена, а обзор написан. Вроде бы можно сдавать его, но для начала нужно полностью проверить всё исследование:

  1. все ли предъявленные требования к обзору были выполнены во время исследования?
  2. полностью ли раскрыта тема обзора?
  3. логично ли повествование и переходы между абзацами?

Шаг 9: корректировка

Любой автор верит в непогрешимость своей работы, но для того чтобы работа действительно нашла своё признание, стоит всё-таки еще раз взглянуть на собственное творение глазами стороннего читателя.

«Зачастую литературный обзор — это всего лишь часть огромной работы, в том числе и исследовательской. Его цель состоит в разрешении противоречий, поэтому правильно написанный обзор придаст новый импульс дальнейшим исследованиям».

Видео: Андрей Синицын: «Обзор литературы»

mineralov.ru

Литературный обзор для диссертации или статьи

Заказать литературный обзор

Подготовка литературного обзора

Вне зависимости от специфики любой научный труд содержит три основных раздела: теоретические основы, описание методологии, представление и обсуждение результатов. Практическая значимость работы базируется на анализе существующих в науке данных, для изложения которых и предназначен литературный обзор. Занимая от 10 до 30 процентов объема всего текста диссертации, литобзор обычно оформляется как отдельная глава. Точных требований к количеству ее страниц не бывает, все зависит от масштаба работы, отрасли науки и степени проработки рассматриваемой проблемы научной общественностью.

Подбираем и изучаем литературу

В процессе написания литературного обзора для диплома, кандидатской или докторской диссертации, статьи или монографии предстоит работать с большим числом источников. Наиболее авторитетные труды может посоветовать научный руководитель, но потребуется и самостоятельная активность. Раньше чтобы выбрать дополнительные материалы пользовались списками литературы, приведенными в базовых источниках. Теперь жизнь молодых ученых упростилась: на онлайн площадках тематических форумов реально найти коллег, которые смогут подсказать нужные книги или журналы.

Обычно в качестве источников для теоретических изысканий выступают:

  • фундаментальные труды ученых;

  • сводки с конференций и симпозиумов;

  • учебники и методические указания;

  • статьи в отечественной и зарубежной научной периодике;

  • монографии;

  • диссертации и авторефераты к ним;

  • отчеты о деятельности компаний, сборники статистических данных и нормативные акты, касающиеся темы исследования.

Для выделения наиболее полезных нужно проанализировать соответствие материала направлению текущего исследования, уточнить год написания (а не переиздания!), оценить уровень цитируемости данной публикации, понять причины упущений. По ходу изучения литературы следует сохранять ключевые тезисы, которые будут полезными для подготовки текстовой части научной работы. Наиболее важные мысли имеет смысл оформлять цитатами, которые очень желательно сразу же оформлять правильно с точки зрения библиографа.

Делаем жизнь проще!

Поиск источников, отбор наиболее ценных, прочтение, осмысление и формулирование собственного текста литературного обзора – задача затратная как по объему приложенных усилий, так и по временной продолжительности. Вместе с тем, зачастую эта глава носит больше формальный характер, чем практический.

Оба обстоятельства побуждают рационально настроенных диссертантов делегировать выполнение этой задачи профессионалам. В коллективе «Дисзаказ» трудятся разнопрофильные специалисты высокой квалификации, которые готовы быстро и качественно выполнить литературный обзор к диссертациям кандидатского и докторского уровня.

disszakaz.ru