Компьютерные подсказки для начинающих пользователей. Как делать блок схему


Блок-схема в Word. Как создать

12:24       Людмила      Главная страница » Word      Просмотров:   10351

Блок-схема в Word. Студенту или инженеру часто приходится создавать, различны схемы из блоков со стрелками и надписями. У кого–то есть специальная программа для этого, а некоторые умеют создавать такие схемы в Word. Если блоки на диаграмме должны быть соединены стрелками или предполагается «наращивание» диаграммы новыми блоками, то вместо таблиц лучше использовать вариант создания схемы как графического объекта. Встроенные средства рисования программы Word позволяют создать сколь угодно сложную схему. При этом текстовое содержание располагается не в основном документе, а в специальных графических вставках – надписях.

Давайте и мы попробуем сделать такую схему.

Блок-схема в Word 2003

Блок-схема в Word. Как создать?

Нажмите на панели Рисование фигуру Прямоугольник. Должна появиться вот такая рамка (без надписей). В ней мы и будем создавать свою блок-схему.

Совет

Панель инструментов Рисование обычно располагается в нижней части окна программы.  Если у вас нет внизу панели рисования, то зайдите в меню Вид – Панели инструментов, и установите галочку на Рисование. 

Блок-схема в Word. Как создать?Нажмите кнопку Автофигуры на панели Рисование, выберите команду Блок-схема, а затем щелкните нужную фигуру.

Блок-схема в Word. Как создать?

Потом щелкните в поле рамки в том месте, где хотите расположить эту фигуру.

Блок-схема в Word. Как создать?

Если она встала не там, где вам хотелось, то перетащите её мышкой.

Выберите и расположите таким же образом остальные фигуры вашей будущей схемы.

Блок-схема в Word. Как создать?

Вы можете эти фигуры перетаскивать и изменять их размеры.

Теперь добавим надписи к нашим фигурам. Для этого на панели инструментов Рисование и щелкаем по значку Надпись.

Блок-схема в Word. Как создать?

Потом щелкаем на той фигуре, в которую хотим вставить эту надпись. Появится маленькая рамочка с мигающим курсором внутри.

Блок-схема в Word. Как создать?

Пишем название нашего блока. Надпись внутри этого поля можно форматировать,  как простой текст в документе. Поле для надписи также можно перетаскивать и изменять его размер. Блоки с надписями можно копировать и вставлять в другие блоки.

Блок-схема в Word. Как создать?

По умолчанию надпись заключается в прямоугольную рамку. Если же нужно наложить надпись на фигуру другого вида, эту рамку следует удалить. Для этого надо щелкнуть на рамке с надписью правой кнопкой мыши и выбрать в контекстном меню пункт Формат надписи.

Блок-схема в Word. Как создать?

 

В раскрывшемся диалоговом окне открыть вкладку Цвета и линии. В группе линии Цвет. Выбрать вариант Нет линий.

Блок-схема в Word. Как создать?

Совет

Ещё проще вставлять текст другим способом. Щелкните правой кнопкой мыши по блоку, в который необходимо вставить текст, и в выпадающем меню выберите пункт Добавить текст.

Для красоты фигуры можно раскрасить разными цветами. Для этого выделите щелчком мыши необходимую фигуру и щелкните на панели Рисование иконку Цвет заливки и в раскрывшейся палитре выберите понравившийся вам цвет.

Блок-схема в Word. Как создать?

Таким же образом можно залить и блоки с надписями, чтобы они были не белыми, а цветными или одного цвета с блоком схемы.

Теперь добавим к нашей схеме стрелки.

Стрелки на диаграмме рисуют с помощью инструмента Стрелка. Их свойства могут быть изменены так же, как и свойства надписи. При этом можно управлять толщиной стрелки, видом линии, формой конца стрелки и т.д.

Блок-схема в Word. Как создать?

Щелкаем по кнопке Автофигуры – Фигурные стрелки, и выбираем стрелку. Потом переходим на поле нашей блок-схемы и щелкаем мышкой там, где необходимо вставить стрелку. Можете её залить каким-нибудь цветом.

Блок-схема в Word. Как создать?

 

Если необходимо стрелку повернуть, то выделите её щелчком мыши и подведите курсор к маленькому зелёному кружочку. Когда курсор примет вид черной круговой стрелки, можете двигая мышкой, повернуть стрелку.

Блок-схема в Word. Как создать?

Общее поле схемы можете также залить каким-нибудь цветом.

Теперь, чтобы фигуры не смещались, их необходимо сгруппировать.

Вот что у нас получилось в конечном итоге.

Блок-схема в Word. Как создать?

Блок-схема в Word 2007

Блок-схема в Word 2007 создается аналогично рассказанному выше. Единственное отличие, это то, что надо перейти на вкладку Вставить, выбрать в иллюстрации Фигуры, и в открывшемся списке перейти на Блок-схема.

Блок-схема в Word. Как создать?

 

Самое сложное – это группировка. Потренируетесь и у вас всё получиться.

 

Удачи! С Вами была – Людмила

Понравилась статья — нажмите на кнопки:

    

moydrygpk.ru

Создание блок-схемы с помощью SmartArt

С помощью графических элементов SmartArt в Excel, PowerPoint и Word вы можете создавать блок-схемы и добавлять их на лист, в презентацию или в документ.

В этой статье

Создание блок-схемы с рисунками

Добавление или удаление фигур блок-схемы

Перемещение фигуры в блок-схеме

Изменение цветов блок-схемы

Применение стиля SmartArt к блок-схеме

Анимация блок-схемы

Создание блок-схемы с рисунками

  1. На вкладке Вставка в группе Иллюстрации нажмите кнопку SmartArt.

  2. В коллекции Выбор рисунка SmartArt выберите элемент Процесс, а затем дважды щелкните Процесс со смещенными рисунками.

    Выберите "Процесс"

  3. В фигуре, в которую вы хотите добавить рисунок, щелкните значок рисунка Значок рисунка , выберите рисунок и нажмите кнопку Вставить.

  4. Для ввода текста выполните одно из следующих действий:

    • В области текста щелкните элемент [Текст] и введите содержимое.

      Примечание: Если область текста не отображается, на вкладке Конструктор нажмите кнопку Область текста.

    • Скопируйте текст из другого места или программы, в области текста щелкните элемент [Текст], а затем вставьте скопированное содержимое.

    • Щелкните поле в графическом элементе SmartArt и введите свой текст.

      Примечание: Для достижения наилучших результатов используйте это действие после добавления всех необходимых полей.

Добавление или удаление полей блок-схемы

Добавление поля

  1. Щелкните графический элемент SmartArt, в который нужно добавить поле.

  2. Щелкните существующее поле, ближайшее к месту вставки нового поля.

  3. На вкладке Конструктор в группе Создание рисунка щелкните стрелку рядом с кнопкой Добавить фигуру.

    Добавление фигуры в графический элемент SmartArt

    Если вы не видите вкладку Конструктор, убедитесь, что выбрали графический элемент SmartArt.

  4. Выполните одно из указанных ниже действий.

    • Чтобы вставить поле на том же уровне, что и выбранное поле, но после него, выберите команду Добавить фигуру после.

    • Чтобы вставить поле на том же уровне, что и выбранное поле, но перед ним, выберите команду Добавить фигуру перед.

Если необходимо добавить поле в блок-схему, попробуйте добавить его перед выбранной фигурой или после нее, чтобы определить подходящее место.

Добавление поля из области текста

  1. Поместите курсор в начало текста, куда вы хотите добавить фигуру.

  2. Введите нужный текст в новой фигуре и нажмите клавишу ВВОД. Чтобы добавить отступ для фигуры, нажмите клавишу TAB, а чтобы сместить ее влево — клавиши SHIFT+TAB.

Удаление поля

Перемещение фигуры в блок-схеме

  • Чтобы переместить фигуру, щелкните ее и перетащите на новое место.

  • Чтобы фигура перемещалась с очень маленьким шагом, удерживайте нажатой клавишу CTRL и нажимайте клавиши со стрелками.

Изменение цветов блок-схемы

Чтобы быстро придать графическому элементу SmartArt профессиональный вид, можно изменить цвета блок-схемы или применить к ней стиль SmartArt. Вы также можете добавить эффекты, такие как свечение, сглаживание или объемные эффекты. Кроме того, в презентациях PowerPoint можно анимировать блок-схему.

Применение цветов темы

  1. Щелкните графический элемент SmartArt, цвет которого нужно изменить.

  2. На вкладке Конструктор в группе Стили SmartArt нажмите кнопку Изменить цвета.

    Щелкните "Изменить цвета"

    Если вы не видите вкладку Конструктор, убедитесь, что выбрали графический элемент SmartArt.

  3. Выберите нужную комбинацию цветов.

    Выберите цветовую тему

Совет: (ПРИМЕЧАНИЕ.) При наведении указателя мыши на эскиз можно просмотреть, как изменяются цвета в графическом элементе SmartArt.

Изменение цвета или стиля фона поля блок-схемы

  1. В графическом элементе SmartArt щелкните правой кнопкой мыши фигуру, которую вы хотите изменить, и выберите пункт Формат фигуры.

    Выберите "Формат фигуры".

  2. Чтобы изменить стиль заливки, в области Формат фигуры щелкните стрелку рядом с заголовком Заливка, чтобы развернуть список, и выберите один из следующих вариантов:

    • Нет заливки

    • Сплошная заливка

    • Градиентная заливка

    • Рисунок или текстура

    • Узорная заливка

    Формат фигуры SmartArt

  3. Нажмите кнопку Цвет Значок кнопки и выберите цвет из коллекции.

  4. Чтобы указать степень прозрачности фонового цвета, переместите ползунок Прозрачность или введите число в поле рядом с ним. Значение прозрачности можно изменять от 0 (полная непрозрачность, значение по умолчанию) до 100 % (полная прозрачность).

Изменение типа или цвета границы

  1. В графическом элементе SmartArt щелкните правой кнопкой мыши фигуру, которую вы хотите изменить, и выберите пункт Формат фигуры.

    Выберите "Формат фигуры".

  2. Чтобы изменить цвет границы, в области Формат фигуры щелкните стрелку рядом с заголовком Линия, чтобы развернуть список, и выберите один из следующих вариантов:

    • "Нет линий", "Сплошная линия" или "Градиентная линия"

    • Цвет

    • Прозрачность (используйте ползунок или введите процентное значение)

    • Ширина (в пикселях)

    • Составной тип

    • Тип штриха

    • Тип точки

    Формат линии SmartArt

Применение стиля SmartArt к блок-схеме

Стиль SmartArt — это сочетание различных эффектов, например стилей линий, рамок или трехмерных эффектов, которые можно применить к полям графического элемента SmartArt для придания им профессионального, неповторимого вида.

  1. Щелкните графический элемент SmartArt, стиль SmartArt которого нужно изменить.

  2. На вкладке Конструктор в группе Стили SmartArt выберите нужный стиль.

    Панель инструментов SmartArt — блок-схемы

    Чтобы просмотреть другие стили SmartArt, нажмите кнопку Дополнительные параметры  Кнопка "Еще" .

    Если вы не видите вкладку "Конструктор", убедитесь, что выбрали графический элемент SmartArt.

  • Если навести указатель мыши на эскиз, можно увидеть, как изменяется стиль графического элемента SmartArt.

  • Кроме того, вы можете перемещать фигуры или изменять их размер, а также добавлять заливку, эффекты и рисунки.

Анимация блок-схемы

Если вы используете PowerPoint, можно анимировать блок-схему, чтобы привлечь внимание к отдельным фигурам.

  1. Щелкните графический элемент SmartArt, который вы хотите анимировать.

  2. На вкладке Анимация в группе Анимация щелкните Параметры эффектов и выберите параметр Последовательно.

    Добавление анимации к графическому элементу SmartArt

Примечание: Если скопировать блок-схему с примененным к ней эффектом анимации на другой слайд, эффект также будет скопирован.

Дополнительные сведения

Выбор графического элемента SmartArt

Создание организационной диаграммы с помощью графических элементов SmartArt

Видео: создание блок-схемы с помощью графических элементов SmartArt

Создание блок-схемы

С помощью графических элементов SmartArt в Microsoft Office Excel 2007, Microsoft Office Outlook 2007, Microsoft Office PowerPoint 2007 и Microsoft Office Word 2007 вы можете создавать блок-схемы и добавлять их на листы, в презентации или в документы.

В этой статье

Создание блок-схемы с рисунками

Добавление или удаление фигур блок-схемы

Перемещение фигуры в блок-схеме

Изменение цветов блок-схемы

Применение стиля SmartArt к блок-схеме

Анимация блок-схемы

Создание блок-схемы с рисунками

  1. На вкладке Вставка в группе Иллюстрации нажмите кнопку SmartArt.

    Группа «Иллюстрации» на ленте

  2. В коллекции Выбор рисунка SmartArt выберите элемент Процесс, а затем дважды щелкните Процесс со смещенными рисунками.

  3. В фигуре, в которую вы хотите добавить рисунок, щелкните значок рисунка Значок рисунка , выберите рисунок и нажмите кнопку Вставить.

  4. Для ввода текста выполните одно из следующих действий:

    • В области текста щелкните элемент [Текст] и введите содержимое.

    • Скопируйте текст из другого места или программы, в области текста щелкните элемент [Текст], а затем вставьте скопированное содержимое.

      Примечание: Если область текста не отображается, щелкните элемент управления.

      Элемент управление панели текста

    • Щелкните поле в графическом элементе SmartArt и введите свой текст.

      Примечание: Для достижения наилучших результатов используйте это действие после добавления всех необходимых полей.

Добавление или удаление полей блок-схемы

Добавление поля

  1. Щелкните графический элемент SmartArt, в который нужно добавить поле.

  2. Щелкните существующее поле, ближайшее к месту вставки нового поля.

  3. В разделе Работа с рисунками SmartArt на вкладке Конструктор в группе Создать рисунок щелкните стрелку под командой Добавить фигуру.

    Добавление фигуры

    Если вкладка Работа с рисунками SmartArt или Конструктор не отображается, выделите графический элемент SmartArt.

  4. Выполните одно из указанных ниже действий.

    • Чтобы вставить поле на том же уровне, что и выбранное поле, но после него, выберите команду Добавить фигуру после.

    • Чтобы вставить поле на том же уровне, что и выбранное поле, но перед ним, выберите команду Добавить фигуру перед.

    Если необходимо добавить поле в блок-схему, попробуйте добавить его перед выбранной фигурой или после нее, чтобы определить подходящее место.

Добавление поля из области текста

  1. Поместите курсор в начало текста, куда вы хотите добавить фигуру.

  2. Введите нужный текст в новой фигуре и нажмите клавишу ВВОД. Чтобы добавить отступ для фигуры, нажмите клавишу TAB, а чтобы сместить ее влево — клавиши SHIFT+TAB.

Удаление поля

Перемещение фигуры в блок-схеме

  • Чтобы переместить фигуру, щелкните ее и перетащите на новое место.

  • Чтобы фигура перемещалась с очень маленьким шагом, удерживайте нажатой клавишу CTRL и нажимайте клавиши со стрелками.

Изменение цветов блок-схемы

Чтобы быстро придать графическому элементу SmartArt профессиональный вид, можно изменить цвета блок-схемы или применить к ней стиль SmartArt. Вы также можете добавить эффекты, такие как свечение, сглаживание или объемные эффекты. Кроме того, в презентациях Office PowerPoint 2007 можно анимировать блок-схему.

К полям в графических элементах SmartArt можно применять цветовые вариации из цвета темы.

Применение цветов темы

  1. Щелкните графический элемент SmartArt, цвет которого нужно изменить.

  2. В разделе Работа с рисунками SmartArt на вкладке Конструктор в группе Стили SmartArt нажмите кнопку Изменить цвета.

    Если вкладка Работа с рисунками SmartArt или Конструктор не отображается, выделите графический элемент SmartArt.

  3. Выберите нужную комбинацию цветов.

    Совет: (ПРИМЕЧАНИЕ.) При наведении указателя мыши на эскиз можно просмотреть, как изменяются цвета в графическом элементе SmartArt.

Изменение цвета или типа границы фигуры

  1. В графическом элементе SmartArt щелкните правой кнопкой мыши границу поля, которую вы хотите изменить, и выберите пункт Формат фигуры.

  2. Чтобы изменить цвет границы, выберите пункт Цвет линии, нажмите кнопку Цвет Значок кнопки , а затем щелкните нужный цвет.

  3. Чтобы изменить тип границы фигуры, щелкните Тип линии и задайте нужные параметры.

Изменение цвета фона поля в блок-схеме

  1. Щелкните правой кнопкой мыши границу фигуры и выберите команду Формат фигуры.

  2. Щелкните область Заливка и выберите вариант Сплошная заливка.

  3. Нажмите кнопку Цвет Значок кнопки и выберите нужный цвет.

  4. Чтобы указать степень прозрачности фонового цвета, переместите ползунок Прозрачность или введите число в поле рядом с ним. Значение прозрачности можно изменять от 0 (полная непрозрачность, значение по умолчанию) до 100 % (полная прозрачность).

Применение стиля SmartArt к блок-схеме

Стиль SmartArt — это сочетание различных эффектов, например стилей линий, рамок или трехмерных эффектов, которые можно применить к полям графического элемента SmartArt для придания им профессионального, неповторимого вида.

  1. Щелкните графический элемент SmartArt, стиль SmartArt которого нужно изменить.

  2. В разделе Работа с рисунками SmartArt на вкладке Конструктор в группе Стили SmartArt выберите стиль.

    Панель инструментов SmartArt — блок-схемы

    Чтобы просмотреть другие стили SmartArt, нажмите кнопку Дополнительные параметры  Кнопка "Еще" .

    Если вкладка Работа с рисунками SmartArt или Конструктор не отображается, выделите графический элемент SmartArt.

Анимация блок-схемы

Если вы используете Office PowerPoint 2007, можно анимировать блок-схему, чтобы привлечь внимание к отдельным фигурам.

  1. Щелкните графический элемент SmartArt, который вы хотите анимировать.

  2. На вкладке Анимация в группе Анимация щелкните Анимировать и выберите вариант Последовательно.

    Вкладка «Анимация»

Примечание: Если скопировать блок-схему с примененным к ней эффектом анимации на другой слайд, эффект также будет скопирован.

Дополнительные сведения

Выбор графического элемента SmartArt

Сведения о графических элементах SmartArt

support.office.com

Как сделать схему в Word

Текстовый редактор Microsoft Word — программа, позволяющая пользователю решать множество задач. Помимо широких возможностей по работе с текстом, Word может предложить вам инструменты для создания некоторых графических элементов, чтобы сделать ваш документ ещё лучше. Различные блок-схемы являются очень популярным средством для того, чтобы продемонстрировать что-либо более наглядно. В этой статье подробно рассмотрим, как сделать схему в Word и поговорим обо всех аспектах и нюансах этого процесса. Давайте разбираться. Поехали!

Создание схем в Microsoft Word

Текстовый редактор имеет множество специальных инструментов

Чтобы создать блок-схему, откройте вкладку «Вставка». В последних версиях Microsoft Word доступен специальный инструмент под названием «SmartArt». Вызвать его можно в разделе «Иллюстрации» на панели инструментов. Перед вами откроется окно выбора графических элементов. В нём вы можете подобрать подходящий макет из предложенных вариантов. Если вам потребуется добавить дополнительную ячейку, нажмите кнопку «Добавить фигуру». Заполнять ячейки и изменять их иерархию можно в окне «Область текста». Добавление текста осуществляется простым вводом символов в соответствующие поля окна.

Специальная панель SmartArt

Заполнив все ячейки, переходите к следующему этапу. Откройте вкладку «Формат». Чтобы изменить размеры вашей блок-схемы, кликните по кнопке «Размер» в правой части панели инструментов. Появится небольшое окно с двумя полями «Высота» и «Ширина». Введите значения в соответствующие поля, чтобы привести схему к нужному размеру и пропорциям. Вы можете изменять размер как отдельных ячеек, так и нескольких одновременно. Для этого отметьте каждую из них, держа нажатой клавишу Shift. Текст из каждого блока можно редактировать по своему усмотрению, применяя разнообразные шрифты, цвета, стили WordArt и прочее.

Настройка размера элементов

Также есть возможность изменять стиль и всей схемы в целом. Для этого зайдите во вкладку «Конструктор». В разделе «Стили SmartArt» на панели инструментов выберите понравившийся из предложенных вариантов. Среди них есть с добавлением теней, объёма и 3D стили. В той же вкладке кнопкой «Изменить цвет» устанавливается желаемый цвет блок-схемы. Выбор достаточно большой. Имеются варианты с окрашиванием ячеек в разные цвета на основе их иерархии.

Выбор цветовой гаммы

Вы можете снова вернуться к выбору макета, но обратите внимание, что все параметры и стили для шрифтов будут сброшены и их придётся устанавливать заново. Также обратите внимание, что, если вам не нужно задавать точные и чёткие размеры блоков или всего рисунка, вы можете делать это обычным способом при помощи растягивания мышкой.

В более старых версиях Microsoft Word, где отсутствует SmartArt, процесс создания схем будет чуть более кропотливым либо вы можете использовать такой способ, если макеты SmartArt пришлись вам не по душе. Перейдя на вкладку «Вставка», нажмите кнопку «Фигуры». В открывшемся списке выбирайте необходимые фигуры. В том же перечне вы обнаружите различные варианты соединительных линий, стрелок и прочее, что пригодится для построения красивой блок-схемы. Кликнув по ячейке правой кнопкой мыши, вы вызовите меню, в котором можно добавить текст, изменить цвет или поменять стиль. Добавляя различные эффекты, вы сделаете рисунок более интересным и привлекательным для читателя, поэтому не стоит ими пренебрегать.

Выбор фигур для вставки

Как видите, процесс предельно простой и требует от вас только немного фантазии и креатива. Теперь вы без труда сможете нарисовать красивую, наглядную схему в Ворде. Пишите в комментариях помогла ли вам эта статья и задавайте любые интересующие вопросы по рассмотренной теме.

nastroyvse.ru

Создание простой блок-схемы - Служба поддержки Office

Создание блок-схемы
  1. Запустите приложение Visio.

  2. Выберите категорию Блок-схема.

  3. Дважды щелкните значок Простая блок-схема.

  4. Для каждого этапа документируемого процесса перетащите в документ соответствующую фигуру блок-схемы.

  5. Чтобы соединить элементы блок-схемы, наведите указатель мыши на первую фигуру, и щелкните стрелку, указывающую на фигуру, с которой требуется создать соединение. Если вторая фигура находится не рядом с первой, необходимо перетащить маленькую стрелку к центру второй фигуры.

  6. Чтобы добавить текст для фигуры или соединительной линии, выделите ее и введите текст. По завершении ввода текста щелкните в пустой области страницы.

  7. Чтобы изменить направление стрелки соединительной линии, выберите соединение, а затем на вкладке Фигура в группе Стили фигур щелкните пункт Линия, наведите указатель на пункт Стрелки и выберите нужное направление и вид стрелки.

Автоматическое выравнивание и интервалы

  1. Нажмите сочетание клавиш CTRL+A, чтобы выбрать все объекты на странице.

  2. На вкладке Главная в группе Упорядочение нажмите кнопку Положение и выберите пункт Автовыравнивание и определение интервалов.

Если это не привело к нужному результату, отмените ее, нажав сочетание клавиш CTRL+Z, и воспользуйтесь другими параметрами меню кнопок Выравнивание и Положение.

Пример блок-схемы, представляющей процесс предложения

Что представляют блок-схемы

При открытии шаблона Простая блок-схема открывается набор элементов Фигуры простой блок-схемы. Каждая фигура в этом наборе представляет собой тот или иной этап процесса. Но фигуры не имеют какого-то универсального смысла, их значение определяется создателями и пользователями блок-схем. В большинстве блок-схем используется три или четыре вида фигур, и этот диапазон расширяется только по специфической необходимости.

При этом названия фигур в Visio указывают на их применение. Ниже описаны наиболее распространенные фигуры.

  • Начало/конец.    Эту фигуру следует использовать для представления первого и последнего этапа процесса.

    Фигура "Начало/Завершение"

  • Процесс.    Фигура представляет собой стандартный этап процесса. Это одна из наиболее часто используемых фигур в любом процессе.

    Фигура "Процесс"

  • Решение.    Эта фигура используется в точке, где выбор следующего этапа зависит от принятого решения. Вариантов может быть несколько, но чаще всего их два: "да" и "нет".

    Фигура "Решение"

  • Подпроцесс.    Эту фигуру следует использовать для представления ряда этапов, которые в совокупности образуют подпроцесс, определенный в другом месте (часто на другой странице того же документа). Такой подход удобен, если блок-схема получается слишком большой и сложной.

    Фигура "Заранее определенный процесс"

  • Документ.    Эта фигура представляет этап, на котором создается документ.

    Фигура "Документ"

  • Данные.    Эта фигура указывает, что данные поступают в процесс или покидают его. Также эта фигура может представлять материалы. Иногда ее называют фигурой "Ввод/Вывод".

    Фигура "Данные"

  • Ссылка на текущую страницу.    Маленький круг показывает, что следующий (предыдущий) этап находится в другом месте документа. Эта фигура особенно полезна на больших блок-схемах, где в противном случае пришлось бы использовать длинный соединитель, который сложно отследить.

    Фигура "Ссылка на текущую страницу"

  • Ссылка на другую страницу.    При размещении этой фигуры на странице открывается диалоговое окно, в котором можно создать набор гиперссылок между двумя страницами блок-схемы или между фигурой "Подпроцесс" и отдельной страницей блок-схемы, на которой показаны этапы этого подпроцесса.

    Фигура "Ссылка на другую страницу"

Что представляют блок-схемы

Когда вы открываете шаблон "Простая блок-схема", также открывается набор элементов "Фигуры простой блок-схемы". Каждая фигура в наборе элементов соответствует конкретному шагу процесса.

Из фигур, входящих в набор элементов "Фигуры простой блок-схемы", широко используются только некоторые. Именно эти фигуры описаны ниже. Дополнительные сведения об остальных фигурах см. по ссылке (Менее популярные фигуры блок-схемы) в конце этого раздела.

  • Оконечная фигура.    Эту фигуру следует использовать для представления первого и последнего этапа процесса.

    Фигура "Начало/Завершение"

  • Процесс.    Эта фигура представляет этап процесса.

    Фигура "Процесс"

  • Заранее определенный процесс.    Эту фигуру следует использовать для представления ряда этапов, которые в совокупности образуют подпроцесс, определенный в другом месте (часто на другой странице того же документа).

    Фигура "Заранее определенный процесс"

  • Решение.    Эта фигура используется в точке, где выбор следующего этапа зависит от принятого решения. Вариантов может быть несколько, но чаще всего их два: "да" и "нет".

    Фигура "Решение"

  • Документ.    Эта фигура представляет этап, на котором создается документ.

    Фигура "Документ"

  • Данные.    Эта фигура указывает, что данные поступают в процесс или покидают его. Также эта фигура может представлять материалы. Иногда ее называют фигурой "Ввод/Вывод".

    Фигура "Данные"

  • Фигуры блок-схемы.    Щелкнув эту составную фигуру правой кнопкой мыши, можно выбрать любую из таких фигур: "Процесс", "Решение", "Документ" или "Данные". Любой текст, который вы введете на фигуре, или добавите в ее свойство "Данные фигуры", останется на ней.

    Вот как выглядит эта фигура в наборе элементов:

    Фигуры блок-схемы

    Если перетащить фигуру на страницу документа и щелкнуть ее правой кнопкой мыши, откроется контекстное меню:

    Фигуры блок-схемы с контекстным меню

  • Хранимые данные.    Эту фигуру следует использовать для этапа, результатом которого является сохранение данных.

    Фигура "Сохраненные данные"

  • Ссылка на текущую страницу.    Маленький круг показывает, что следующий (предыдущий) этап находится в другом месте документа. Эта фигура особенно полезна на больших блок-схемах, где в противном случае пришлось бы использовать длинный соединитель, который сложно отследить.

    Фигура "Ссылка на текущую страницу"

  • Ссылка на другую страницу.    При размещении этой фигуры на странице открывается диалоговое окно, в котором можно создать набор гиперссылок между двумя страницами блок-схемы или между фигурой "Подпроцесс" и отдельной страницей блок-схемы, на которой показаны этапы этого подпроцесса.

    Фигура "Ссылка на другую страницу"

Менее популярные фигуры блок-схемы

  • Динамическая соединительная линия.    Эта соединительная линия проходит в обход фигур, лежащих на ее пути.

    Фигура "Динамическая соединительная линия"

  • Кривая соединительная линия.    Это соединительная линия с настраиваемой кривизной.

    Кривая соединительная линия

  • Поле с автоподбором высоты.    Это текстовое поле с рамкой, размер которого изменяется в зависимости от объема введенного текста. Ширину можно задать, перетащив боковые стороны фигуры. Эта фигура не представляет этап процесса, но ее удобно использовать для размещения надписей на блок-схеме.

    Поле с автоподбором высоты

  • Примечание.    Это поле в квадратных скобках, размер которого изменяется в зависимости от объема введенного текста. Ширину можно задать, перетащив боковые стороны фигуры. Как и "Поле с автоподбором высоты", эта фигура не представляет этап процесса. Используйте ее для добавления примечаний к фигурам блок-схемы.

    Фигура "Примечание"

  • Ручной ввод.    Это этап, на котором человек предоставляет информацию процессу.

    Фигура "Ручной ввод"

  • Ручная операция.    Это этап, который должен быть выполнен человеком.

    Фигура "Ручная операция"

  • Внутреннее хранилище.    Эта фигура представляет данные, которые хранятся на компьютере.

    Фигура "Внутреннее хранилище"

  • Прямые данные.    Эта фигура представляет данные, которые хранятся таким образом, что к каждой отдельной записи возможен прямой доступ. Это соответствует способу хранения данных на жестком диске компьютера.

    Фигура "Прямые данные"

  • Последовательные данные.    Эта фигура представляет данные, которые сохраняются последовательно (например, данные на магнитной ленте). Считывать такие данные можно только последовательно. Например, чтобы обратиться к записи 7, нужно сначала просмотреть записи 1–6.

    Фигура "Последовательные данные"

  • Карта и бумажная лента.    Эта фигура представляет перфокарту или бумажную ленту. В ранних компьютерных системах перфокарты и бумажные ленты использовались для записи и чтения данных, а также для хранения и запуска программ.

    Фигура "Карточка"

  • Дисплей.    Эта фигура представляет данные, отображаемые для пользователя (обычно на экране компьютера).

    Фигура "Дисплей"

  • Подготовка.    Эта фигура обозначает инициализацию переменных при подготовке к выполнению процедуры.

    Фигура "Подготовка"

  • Параллельный режим.    Эта фигура показывает, где два разных процесса могут работать одновременно.

    Фигура "Параллельный режим"

  • Предел цикла.    На этой фигуре показано максимально возможное количество повторений цикла до перехода к следующему этапу.

    Фигура "Предел цикла"

  • Передача управления.    Эта фигура обозначает этап, на котором при выполнении некоторых условий происходит переход не к следующему, а к другому этапу.

    Фигура "Передача управления"

Создание блок-схемы

  1. В меню Файл наведите указатель мыши на пункт Создать, затем на пункт Блок-схема и выберите пункт Простая блок-схема.

  2. Для каждого этапа документируемого процесса перетащите в документ соответствующую фигуру блок-схемы.

  3. Соедините фигуры блок-схемы одним из указанных ниже способов.

    Соединение двух фигур друг с другом

    1. На панели инструментов Стандартная щелкните инструмент Соединительная линия  Изображение кнопки .

    2. Перетащите точку соединения Изображение точки соединения — синий значок "X" на первой фигуре к точке соединения на второй фигуре. После соединения фигур конечные точки соединительной линии становятся красными.

      Если фигуры приклеены, концы соединительной линии выделяются красным цветом

    Соединение одной фигуры с несколькими с помощью одной точки соединения

    По умолчанию используются прямоугольные соединительные линии, и соединение точки на фигуре с тремя другими фигурами выглядит как на рисунке ниже.

    Фигура, соединенная с тремя другими с помощью прямоугольных соединительных линий.

    Чтобы соединительные линии исходили прямо из центральной точки первой фигуры и вели к точкам на всех других фигурах, необходимо задать Прямые соединительные линии, как показано на приведенном ниже рисунке.

    Фигура, соединенная с тремя другими с помощью прямых соединительных линий.

    1. На панели инструментов Стандартная щелкните инструмент Соединительная линия  Изображение кнопки .

    2. Для каждой фигуры, к которой нужно присоединить первую, сделайте следующее: перетащите одну и ту же точку соединения Изображение точки соединения — синий значок "X" на первой фигуре к точке соединения на другой фигуре.

    3. Щелкните каждую соединительную линию правой кнопкой мыши и выберите пункт Прямая соединительная линия.

  4. На панели инструментов Стандартная щелкните инструмент Указатель  Кнопка "Указатель" , чтобы вернуться в обычный режим правки.

  5. Чтобы добавить текст для фигуры или соединительной линии, выделите ее и введите текст. По завершении ввода текста щелкните в пустой области страницы.

  6. Чтобы изменить направление соединительной линии, в меню Фигура наведите указатель мыши на пункт Операции и выберите пункт Обратить концы.

Печать больших блок-схем

Наиболее простой способ вывести на печать блок-схему, размеры которой превышают размеры бумаги, — распечатать ее на нескольких листах, а затем склеить их.

Перед началом печати нужно убедиться в том, что отображаемая в Visio страница документа содержит блок-схему целиком. Все фигуры, которые выходят за пределы страницы в Visio, не будут напечатаны. Чтобы проверить, помещается ли блок-схема на страницу документа, используйте предварительный просмотр в диалоговом окне Параметры страницы (меню Файл, пункт Параметры страницы, вкладка Настройка печати).

Блок-схема, которая слишком велика для страницы документа Visio, рядом с блок-схемой, которая помещается на такой странице

1. Блок-схема. размер которой слишком велик для страницы документа Visio.

2. Блок-схема, которая помещается на страницу документа Visio.

Изменение размера страницы документа Visio в соответствии с размером блок-схемы
  1. Когда открыта блок-схема, в меню Файл выберите пункт Параметры страницы.

  2. Откройте вкладку Размер страницы.

  3. На вкладке Размер страницы щелкните Изменять размеры по содержимому.

Чтобы увидеть, как блок-схема будет выглядеть на печати, в меню Файл выберите пункт Предварительный просмотр. На рисунке ниже показана блок-схема, которая будет распечатана на четырех листах формата Letter.

Предварительный просмотр большой блок-схемы, которая будет напечатана на четырех листах бумаги

Печать больших блок-схем на нескольких листах бумаги
  1. В меню Файл выберите пункт Параметры страницы.

  2. На вкладке Настройка печати в поле Бумага в принтере выберите нужный размер бумаги, если он еще не задан. Не нажимайте кнопку ОК.

  3. Откройте вкладку Размер страницы и щелкните Изменять размеры по содержимому. В окне предварительного просмотра теперь видна разница между новой страницей и бумагой в принтере.

  4. Нажмите кнопку ОК.

  5. В меню Файл выберите пункт Предварительный просмотр, чтобы увидеть, как блок-схема будет выглядеть на печати.

    Примечание: Между страницами могут отображаться затененные поля. Они соответствуют тем областям, которые будут распечатаны на обоих листах. Это позволяет склеить листы таким образом, чтобы на блок-схеме не было пустых промежутков.

  6. После завершения печати можно обрезать поля, расположить страницы надлежащим образом и склеить их.

support.office.com

примеры, элементы, построение. Блок-схемы алгоритмов :: SYL.ru

В этой статье будут рассмотрены примеры блок-схем, которые могут встретиться вам в учебниках по информатике и другой литературе. Блок-схема представляет собой алгоритм, по которому решается какая-либо задача, поставленная перед разработчиком. Сначала нужно ответить на вопрос, что такое алгоритм, как он представляется графически, а самое главное – как его решить, зная определенные параметры. Нужно сразу отметить, что алгоритмы бывают нескольких видов.

Что такое алгоритм?

Это слово ввел в обиход математик Мухаммед аль-Хорезми, который жил в период 763-850 года. Именно он является человеком, который создал правила выполнения арифметических действий (а их всего четыре). А вот ГОСТ от 1974 года, который гласит, что:

Алгоритм – это точное предписание, которое определяет вычислительный процесс. Причем имеется несколько переменных с заданными значениями, которые приводят расчеты к искомому результату.

Алгоритм позволяет четко указать исполнителю выполнять строгую последовательность действий, чтобы решить поставленную задачу и получить результат. Разработка алгоритма – это разбивание одной большой задачи на некую последовательность шагов. Причем разработчик алгоритма обязан знать все особенности и правила его составления.

Особенности алгоритма

Всего можно выделить восемь особенностей алгоритма (независимо от его вида):

  1. Присутствует функция ввода изначальных данных.
  2. Есть вывод некоего результата после завершения алгоритма. Нужно помнить, что алгоритм нужен для того, чтобы достичь определенной цели, а именно – получить результат, который имеет прямое отношение к исходным данным.
  3. У алгоритма должна быть структура дискретного типа. Он должен представляться последовательными шагами. Причем каждый следующий шаг может начаться только после завершения предыдущего.
  4. Алгоритм должен быть однозначным. Каждый шаг четко определяется и не допускает произвольной трактовки.
  5. Алгоритм должен быть конечным – необходимо, чтобы он выполнялся за строго определенное количество шагов.
  6. Алгоритм должен быть корректным – задавать исключительно верное решение поставленной задачи.
  7. Общность (или массовость) – он должен работать с различными исходными данными.
  8. Время, которое дается на решение алгоритма, должно быть минимальным. Это определяет эффективность решения поставленной задачи.

А теперь, зная, какие существуют блок-схемы алгоритмов, можно приступить к рассмотрению способов их записи. А их не очень много.

Словесная запись

Такая форма, как правило, применяется при описании порядка действий для человека: «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что».

Конечно, это шуточная форма, но суть понятна. В качестве примера можно привести еще, например, привычную запись на стеклах автобусов:«При аварии выдернуть шнур, выдавить стекло».

Здесь четко ставится условие, при котором нужно выполнить два действия в строгой последовательности. Но это самые простые алгоритмы, существуют и более сложные. Иногда используются формулы, спецобозначения, но при обязательном условии – исполнитель должен все понимать.

Допускается изменять порядок действий, если необходимо вернуться, например, к предыдущей операции либо обойти какую-то команду при определенном условии. При этом команды желательно нумеровать и обязательно указывается команда, к которой происходит переход: «Закончив все манипуляции, повторяете пункты с 3 по 5».

Запись в графической форме

В этой записи участвуют элементы блок-схем. Все элементы стандартизированы, у каждой команды имеется определенная графическая запись. А конкретная команда должна записываться внутри каждого из блоков обычным языком или математическими формулами. Все блоки должны соединяться линиями – они показывают, какой именно порядок у выполняемых команд. Собственно, этот тип алгоритма более подходит для использования в программном коде, нежели словесный.

Запись на языках программирования

В том случае, если алгоритм необходим для того, чтобы задачу решала программа, установленная на ПК, то нужно его записывать специальным кодом. Для этого существует множество языков программирования. И алгоритм в этом случае называется программой.

Блок-схемы

Блок-схема – это представление алгоритма в графической форме. Все команды и действия представлены геометрическими фигурами (блоками). Внутри каждой фигуры вписывается вся информация о тех действиях, которые нужно выполнить. Связи изображены в виде обычных линий со стрелками (при необходимости).

Для оформления блок-схем алгоритмов имеется ГОСТ 19.701-90. Он описывает порядок и правила создания их в графической форме, а также основные методы решения. В этой статье приведены основные элементы блок-схем, которые используются при решении задач, например, по информатике. А теперь давайте рассмотрим правила построения.

Основные правила составления блок-схемы

Можно выделить такие особенности, которые должны быть у любой блок-схемы:

  1. Обязательно должно присутствовать два блока – «Начало» и «Конец». Причем в единичном экземпляре.
  2. От начального блока до конечного должны быть проведены линии связи.
  3. Из всех блоков, кроме конечного, должны выходить линии потока.
  4. Обязательно должна присутствовать нумерация всех блоков: сверху вниз, слева направо. Порядковый номер нужно проставлять в левом верхнем углу, делая разрыв начертания.
  5. Все блоки должны быть связаны друг с другом линиями. Именно они должны определять последовательность, с которой выполняются действия. Если поток движется снизу вверх или справа налево (другими словами, в обратном порядке), то обязательно рисуются стрелки.
  6. Линии делятся на выходящие и входящие. При этом нужно отметить, что одна линия является для одного блока выходящей, а для другого входящей.
  7. От начального блока в схеме линия потока только выходит, так как он является самым первым.
  8. А вот у конечного блока имеется только вход. Это наглядно показано на примерах блок-схем, которые имеются в статье.
  9. Чтобы проще было читать блок-схемы, входящие линии изображаются сверху, а исходящие снизу.
  10. Допускается наличие разрывов в линиях потока. Обязательно они помечаются специальными соединителями.
  11. Для облегчения блок-схемы разрешается всю информацию прописывать в комментариях.

Графические элементы блок-схем для решения алгоритмов представлены в таблице:

Линейный тип алгоритмов

Это самый простой вид, который состоит из определенной последовательности действий, они не зависят от того, какие данные вписаны изначально. Есть несколько команд, которые выполняются однократно и только после того, как будет сделана предшествующая. Линейная блок-схема выглядит таким образом:

Причем связи могут идти как сверху вниз, так и слева направо. Используется такая блок-схема для записи алгоритмов вычислений по простым формулам, у которых не имеется ограничений на значения переменных, входящих в формулы для расчета. Линейный алгоритм – это составная часть сложных процессов вычисления.

Разветвляющиеся алгоритмы

Блок-схемы, построенные по таким алгоритмам, являются более сложными, нежели линейные. Но суть не меняется. Разветвляющийся алгоритм – это процесс, в котором дальнейшее действие зависит от того, как выполняется условие и какое получается решение. Каждое направление действия – это ветвь.

На схемах изображаются блоки, которые называются «Решение». У него имеется два выхода, а внутри прописывается логическое условие. Именно от того, как оно будет выполнено, зависит дальнейшее движение по схеме алгоритма. Можно разделить разветвляющиеся алгоритмы на три группы:

  1. «Обход» – при этом одна из веток не имеет операторов. Другими словами, происходит обход нескольких действий другой ветки.
  2. «Разветвление» – каждая ветка имеет определенный набор выполняемых действий.
  3. «Множественный выбор» – это разветвление, в котором есть несколько веток и каждая содержит в себе определенный набор выполняемых действий. Причем есть одна особенность – выбор направления напрямую зависит от того, какие заданы значения выражений, входящих в алгоритм.

Это простые алгоритмы, которые решаются очень просто. Теперь давайте перейдем к более сложным.

Циклический алгоритм

Здесь все предельно понятно – циклическая блок-схема представляет алгоритм, в котором многократно повторяются однотипные вычисления. По определению, цикл – это определенная последовательность каких-либо действий, выполняемая многократно (более, чем один раз). И можно выделить несколько типов циклов:

  1. У которых известно число повторений действий (их еще называют циклами со счетчиком).
  2. У которых число повторений неизвестно – с постусловием и предусловием.

Независимо от того, какой тип цикла используется для решения алгоритма, у него обязательно должна присутствовать переменная, при помощи которой происходит выход. Именно она определяет количество повторений цикла. Рабочая часть (тело) цикла – это определенная последовательность действий, которая выполняется на каждом шаге. А теперь более детально рассмотрим все типы циклов, которые могут встретиться при составлении алгоритмов и решении задач по информатике.

Циклы со счетчиками

На рисунке изображена простая блок-схема, в которой имеется цикл со счетчиком. Такой тип алгоритмов показывает, что заранее известно количество повторений данного цикла. И это число фиксировано. При этом переменная, считающая число шагов (повторений), так и называется – счетчик. Иногда в учебниках можно встретить иные определения – параметр цикла, управляющая переменная.

Блок-схема очень наглядно иллюстрирует, как работает цикл со счетчиком. Прежде чем приступить к выполнению первого шага, нужно присвоить начальное значение счетчику – это может быть любое число, оно зависит от конкретного алгоритма. В том случае, когда конечное значение меньше величины счетчика, начнет выполняться определенная группа команд, которые составляют тело цикла.

После того, как тело будет выполнено, счетчик меняется на величину шага счетчика, обозначенную буквой h. В том случае, если значение, которое получится, будет меньше конечного, цикл будет продолжаться. И закончится он лишь в тогда, когда конечное значение будет меньше, чем счетчик цикла. Только в этом случае произойдет выполнение того действия, которое следует за циклом.

Обычно в обозначениях блок-схем используется блок, который называется «Подготовка». В нем прописывается счетчик, а затем указываются такие данные: начальное и конечное значения, шаг изменения. На блок-схеме это параметры I н, Ik и h, соответственно. В том случае, когда h=1, величину шага не записывают. В остальных случаях делать это обязательно. Необходимо придерживаться простого правила – линия потока должна входить сверху. А линия потока, которая выходит снизу (или справа, в зависимости от конкретного алгоритма), должна показывать переход к последующему оператору.

Теперь вы полностью изучили описание блок-схемы, изображенной на рисунке. Можно перейти к дальнейшему изучению. Когда используется цикл со счетчиком, требуется соблюдать определенные условия:

  1. В теле не разрешается изменять (принудительно) значение счетчика.
  2. Запрещено передавать управление извне оператору тела. Другими словами, войти в цикл можно только из его начала.

Циклы с предусловием

Этот тип циклов применяется в тех случаях, когда количество повторений заранее неизвестно. Цикл с предусловием – это тип алгоритма, в котором непосредственно перед началом выполнения тела осуществляется проверка условия, при котором допускается переход к следующему действию. Обратите внимание на то, как изображаются элементы блок-схемы.

В том случае, когда условие выполняется (утверждение истинно), происходит переход к началу тела цикла. Непосредственно в нем изменяется значение хотя бы одной переменной, влияющей на значение поставленного условия. Если не придерживаться этого правила, получим «зацикливание». В том случае, если после следующей проверки условия выполнения тела цикла оказывается, что оно ложное, то происходит выход.

В блок-схемах алгоритмов допускается осуществлять проверку не истинности, а ложности начального условия. При этом из цикла произойдет выход только в том случае, если значение условия окажется истинным. Оба варианта правильные, их использование зависит от того, какой конкретно удобнее использовать для решения той или иной задачи. Такой тип цикла имеет одну особенность – тело может не выполниться в случае, когда условие ложно или истинно (в зависимости от варианта, который применяется для решения алгоритма).

Ниже приведена блок-схема, которая описывает все эти действия:

Если внимательно присмотреться, то этот вид циклов чем-то похож на предыдущий. Самостоятельно построить блок-схему, описывающую этот цикл, мы сейчас и попробуем. Особенность заключается в том, что неизвестно заранее число повторений. А условие задается уже после того, как произошел выход из тела. Отсюда видно, что тело, независимо от решения, будет выполняться как минимум один раз. Для наглядности взгляните на блок-схему, описывающую выполнение условия и операторов:

Ничего сложного в построении алгоритмов с циклами нет, достаточно в них только один раз разобраться. А теперь перейдем к более сложным конструкциям.

Сложные циклы

Сложные – это такие конструкции, внутри которых есть один или больше простых циклов. Иногда их называют вложенными. При этом те конструкции, которые охватывают иные циклы, называют «внешними». А те, которые входят в конструкцию внешних – внутренними. При выполнении каждого шага внешнего цикла происходит полная прокрутка внутреннего, как представлено на рисунке:

Вот и все, вы рассмотрели основные особенности построения блок-схем для решения алгоритмов, знаете принципы и правила. Теперь можно рассмотреть конкретные примеры блок-схем из жизни. Например, в психологии такие конструкции используются для того, чтобы человек решил какой-то вопрос:

Или пример из биологии для решения поставленной задачи:

Решение задач с блок-схемами

А теперь рассмотрим примеры задач с блок-схемами, которые могут попасться в учебниках информатики. Например, задана блок-схема, по которой решается какой-то алгоритм:

При этом пользователь самостоятельно вводит значения переменных. Допустим, х=16, а у=2. Процесс выполнения такой:

  1. Производится ввод значений х и у.
  2. Выполняется операция преобразования: х=√16=4.
  3. Выполняется условие: у=у2=4.
  4. Производится вычисление: х=(х+1)=(4+1)=5.
  5. Дальше вычисляется следующая переменная: у=(у+х)=(5+4)=9.
  6. Выводится решение: у=9.

На этом примере блок-схемы по информатике хорошо видно, как происходит решение алгоритма. Нужно обратить внимание на то, что значения х и у задаются на начальном этапе и они могут быть любыми.

www.syl.ru

Создаем схемы в Microsoft Word

Создание обычной схемы

Многофункциональный редактор компании Microsoft является отличным решением для создания и редактирования текстовых файлов. Он включает в себя различные инструменты для удобного отображения текста, такие как различные шрифты, списки, таблицы или схемы.

В арсенале пользователя имеются квадрат, прямоугольник, круг и его производные, а также другие. Чтобы воспользоваться ими необходимо:

  • выбрать раздел «Вставка» в верхнем меню интерфейса;
  • ниже появятся инструменты, среди которых присутствуют «Фигуры», где можно выбрать один из готовых объектов;Вызываем панель фигур
  • кликнув левой кнопкой мыши по нужной фигуре, нужно нажать на той области документа, где она должна быть отображена;Добавляем элемент
  • после этого можно форматировать фигуру, меняя толщину границ, фоновый цвет и прочие параметры отображения;
  • для скругления углов нужно на выделенном объекте навести стрелку на залитый желтым цветом кружок в левой верхней части выделенной фигуры и настроить необходимое отображение;
  • чтобы перемещать фигуры стоит навести курсор на одну из границ элемента и дождаться появления курсора с четырьмя разнонаправленными стрелками. После этого можно расположить фигуру в нужном месте.

Для создания идентичных фигур нет надобности постоянно пользоваться вставкой и повторять вышеописанные действия заново – достаточно просто копировать их стандартным способом при помощи клавиш Clrl+С и Ctrl+V.Копирование фигур

Для выравнивания элементов они поочередно выделяются при зажатой клавише Shift. После этого необходимо перейти в раздел «Формат» верхнего меню и выбрать пункт «Выровнять» в подразделе «Упорядочить». Откроется список, где можно выровнять фигуры, например, по нижнему краю.

Как создать блок-схему в ворде

Чтобы можно было легко связывать объекты, например, при помощи стрелок, потребуется создать блок-схему. Для этого в разделе «Вставка» нужно перейти в «Фигуры», после чего в самом низу всплывшего списка нажать на «Новое полотно». Переместив в его пределы ранее созданные фигуры можно соединить их при помощи стрелок:

  • сначала нужно добавить фигуру стрелки в полотно описанным ранее способом;Создаем полотно
  • после ее выделения появятся кружки в нижней и верхней части. Управляя ими, стрелка крепится к нижней части одного элемента и верхней области другого;Добавляем элементы

Суть в том, что при дальнейшем перемещении любого из новых созданных объектов, привязанные к ним указатели будут двигаться следом.Привязка указателей

Такой инструментарий дает возможность не только создавать новые схемы, но также и корректировать их отображение при необходимости. С каждой новой редакцией Microsoft Word расширяет арсенал своих инструментов и технологий, а также совершенствует удобство и простоту их использования.

composs.ru

Блок-схемы алгоритмов. ГОСТ. Примеры — Блог программиста

Схема — это абстракция какого-либо процесса или системы, наглядно отображающая наиболее значимые части. Схемы широко применяются с древних времен до настоящего времени — чертежи древних пирамид, карты земель, принципиальные электрические схемы. Очевидно, древние мореплаватели хотели обмениваться картами и поэтому выработали единую систему обозначений и правил их выполнения. Аналогичные соглашения выработаны для изображения схем-алгоритмов и закреплены ГОСТ и международными стандартами.

На территории Российской Федерации действует единая система программной документации (ЕСПД), частью которой является Государственный стандарт — ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов программ, данных и систем» [1]. Не смотря на то, что описанные в стандарте обозначения могут использоваться для изображения схем ресурсов системы, схем взаимодействия программ и т.п., в настоящей статье описана лишь разработка схем алгоритмов программ.

Рассматриваемый ГОСТ практически полностью соответствует международному стандарту ISO 5807:1985.

Элементы блок-схем алгоритмов

Блок-схема представляет собой совокупность символов, соответствующих этапам работы алгоритма и соединяющих их линий. Пунктирная линия используется для соединения символа с комментарием. Сплошная линия отражает зависимости по управлению между символами и может снабжаться стрелкой. Стрелку можно не указывать при направлении дуги слева направо и сверху вниз. Согласно п. 4.2.4, линии должны подходить к символу слева, либо сверху, а исходить снизу, либо справа.

Есть и другие типы линий, используемые, например, для изображения блок-схем параллельных алгоритмов, но в текущей статье они, как и ряд специфических символов, не рассматриваются. Рассмотрены лишь основные символы, которых всегда достаточно студентам.

flowcharts_terminatorТерминатор начала и конца работы функции

Терминатором начинается и заканчивается любая функция. Тип возвращаемого значения и аргументов функции обычно указывается в комментариях к блоку терминатора.

flowcharts_dataОперации ввода и вывода данных

В ГОСТ определено множество символов ввода/вывода, например вывод на магнитные ленты, дисплеи и т.п. Если источник данных не принципиален, обычно используется символ параллелограмма. Подробности ввода/вывода могут быть указаны в комментариях.

flowcharts_processВыполнение операций над данными

В блоке операций обычно размещают одно или несколько (ГОСТ не запрещает) операций присваивания, не требующих вызова внешних функций.

flowcharts_solutionБлок, иллюстрирующий ветвление алгоритма

Блок в виде ромба имеет один вход и несколько подписанных выходов. В случае, если блок имеет 2 выхода (соответствует оператору ветвления), на них подписывается результат сравнения — «да/нет». Если из блока выходит большее число линий (оператор выбора), внутри него записывается имя переменной, а на выходящих дугах — значения этой переменной.

flowcharts_procedureВызов внешней процедуры

Вызов внешних процедур и функций помещается в прямоугольник с дополнительными вертикальными линиями.

flowcharts_loopНачало и конец цикла

Символы начала и конца цикла содержат имя и условие. Условие может отсутствовать в одном из символов пары. Расположение условия, определяет тип оператора, соответствующего символам на языке высокого уровня — оператор с предусловием (while) или постусловием (do … while).

flowcharts_preprocessПодготовка данных

Символ «подготовка данных» в произвольной форме (в ГОСТ нет ни пояснений, ни примеров), задает входные значения. Используется обычно для задания циклов со счетчиком.

flowcharts_connectorСоединитель

В случае, если блок-схема не умещается на лист, используется символ соединителя, отражающий переход потока управления между листами. Символ может использоваться и на одном листе, если по каким-либо причинам тянуть линию не удобно.

flowcharts_commentКомментарий

Комментарий может быть соединен как с одним блоком, так и группой. Группа блоков выделяется на схеме пунктирной линией.

Примеры блок-схем

В качестве примеров, построены блок-схемы очень простых алгоритмов сортировки, при этом акцент сделан на различные реализации циклов, т.к. у студенты делают наибольшее число ошибок именно в этой части.

Сортировка вставками

Массив в алгоритме сортировки вставками разделяется на отсортированную и еще не обработанную части. Изначально отсортированная часть состоит из одного элемента, и постепенно увеличивается.

На каждом шаге алгоритма выбирается первый элемент необработанной части массива и вставляется в отсортированную так, чтобы в ней сохранялся требуемый порядок следования элементов. Вставка может выполняться как в конец массива, так и в середину. При вставке в середину необходимо сдвинуть все элементы, расположенные «правее» позиции вставки на один элемент вправо. В алгоритме используется два цикла — в первом выбираются элементы необработанной части, а во втором осуществляется вставка.

insertsort_flowchartБлок-схема алгоритма сортировки вставками

В приведенной блок-схеме для организации цикла используется символ ветвления. В главном цикле (i < n) перебираются элементы необработанной части массива. Если все элементы обработаны — алгоритм завершает работу, в противном случае выполняется поиск позиции для вставки i-того элемента. Искомая позиция будет сохранена в переменной j в результате выполнения внутреннего цикла, осуществляющем сдвиг элементов до тех пор, пока не будет найден элемент, значение которого меньше i-того.

На блок-схеме показано каким образом может использоваться символ перехода — его можно использовать не только для соединения частей схем, размещенных на разных листах, но и для сокращения количества линий. В ряде случаев это позволяет избежать пересечения линий и упрощает восприятие алгоритма.

Сортировка пузырьком

Сортировка пузырьком, как и сортировка вставками, использует два цикла. Во вложенном цикле выполняется попарное сравнение элементов и, в случае нарушения порядка их следования, перестановка. В результате выполнения одной итерации внутреннего цикла, максимальный элемент гарантированно будет смещен в конец массива. Внешний цикл выполняется до тех пор, пока весь массив не будет отсортирован.

bubblesort_flowchartБлок-схема алгоритма сортировки пузырьком

На блок-схеме показано использование символов начала и конца цикла. Условие внешнего цикла (А) проверяется в конце (с постусловием), он работает до тех пор, пока переменная hasSwapped имеет значение true. Внутренний цикл использует предусловие для перебора пар сравниваемых элементов. В случае, если элементы расположены в неправильном порядке, выполняется их перестановка посредством вызова внешней процедуры (swap). Для того, чтобы было понятно назначение внешней процедуры и порядок следования ее аргументов, необходимо писать комментарии. В случае, если функция возвращает значение, комментарий может быть написан к символу терминатору конца.

Сортировка выбором

В сортировке выбором массив разделяется на отсортированную и необработанную части. Изначально отсортированная часть пустая, но постепенно она увеличивается. Алгоритм производит поиск минимального элемента необработанной части и меняет его местами с первым элементом той же части, после чего считается, что первый элемент обработан (отсортированная часть увеличивается).

selectsort_flowchartБлок-схема сортировки выбором

На блок-схеме приведен пример использования блока «подготовка», а также показано, что в ряде случаев можно описывать алгоритм более «укрупнённо» (не вдаваясь в детали). К сортировке выбором не имеют отношения детали реализации поиска индекса минимального элемента массива, поэтому они могут быть описаны символом вызова внешней процедуры. Если блок-схема алгоритма внешней процедуры отсутствует, не помешает написать к символу вызова комментарий, исключением могут быть функции с говорящими названиями типа swap, sort, … .

На блоге можно найти другие примеры блок-схем:

Часть студентов традиционно пытается рисовать блок-схемы в Microsoft Word, но это оказывается сложно и не удобно. Например, в MS Word нет стандартного блока для терминатора начала и конца алгоритма (прямоугольник со скругленными краями, а не овал). Наиболее удобными, на мой взгляд, являются утилиты MS Visio и yEd [5], обе они позволяют гораздо больше, чем строить блок-схемы (например рисовать диаграммы UML), но первая является платной и работает только под Windows, вторая бесплатная и кроссплатфомренная. Все блок-схемы в этой статье выполнены с использованием yEd.

Нужны ли блок-схемы? Альтернативы

Частные конторы никакие блок-схемы не используют, в книжках по алгоритмам [6] вместо них применяют словесное описание (псевдокод) как более краткую форму. Возможно блок-схемы применяют на государственных предприятиях, которые должны оформлять документацию согласно требованиям ЕСПД, но есть сомнения — даже для регистрации программы в Государственном реестре программ для ЭВМ никаких блок-схем не требуется.

Тем не менее, рисовать блок-схемы заставляют школьников (примеры из учебников ГОСТ не соответствуют) — выносят вопросы на государственные экзамены (ГИА и ЕГЭ), студентов — перед защитой диплом сдается на нормоконтроль, где проверяется соответствие схем стандартам.

Разработка блок-схем выполняется на этапах проектирования и документирования, согласно каскадной модели разработки ПО, которая сейчас почти не применяется, т.к. сопровождается большими рисками, связанными с ошибками на этапах проектирования.

Появляются подозрения, что система образования прогнила и отстала лет на 20, однако аналогичная проблема наблюдается и за рубежом. Международный стандарт ISO 5807:1985 мало чем отличается от ГОСТ 19.701-90, более нового стандарта за рубежом нет. Там же производится множество программ для выполнения этих самых схем — Dia, MS Visio, yEd, …, а значит списывать их не собираются. Вместо блок-схем иногда применяют диаграммы деятельности UML [6], однако удобнее они оказываются, разве что при изображении параллельных алгоритмов.

Периодически поднимается вопрос о том, что ни блок-схемы, ни UML не нужны, да и документация тоже не нужна. Об этом твердят программисты, придерживающиеся методологии экстремального программирования (XP) [7], ходя даже в их кругу нет единого мнения.

В ряде случаев, программирование невозможно без рисования блок-схем, т.к. это один процесс — существуют визуальные языки программирования, такие как ДРАКОН [8], кроме того, блок-схемы используются для верификации алгоритмов (формального доказательства их корректности) методом индуктивных утверждений Флойда [9].

В общем, единого мнения нет. Очевидно, есть области, в которых без чего-то типа блок-схем обойтись нельзя, но более гибкой альтернативы нет. Для формальной верификации необходимо рисовать подробные блок-схемы, но для проектирования и документирования такие схемы не нужны — я считаю разумным утверждение экстремальных программистов о том, что нужно рисовать лишь те схемы, которые помогают в работе и не требуют больших усилий для поддержания в актуальном состоянии [10].

Список использованных источников:

  1. ГОСТ 19.701–90 (ИСО 5807–85) «Единая система программной документа­ции».
  2. Алгоритм. Свойства алгоритма \ https://pro-prof.com/archives/578
  3. Алгоритмы сортировки слиянием и быстрой сортировки \ https://pro-prof.com/archives/813
  4. yEd Graph Editor \ http://www.yworks.com/products/yed
  5. Книги: алгоритмы \ https://pro-prof.com/books/algorithms
  6. Рамбо Дж., Якобсон А., Буч Г. UML: специальный справочник. -СПб.: Питер, 2002. -656 с.
  7. Кент Бек Экстремальное программирование: разработка через тестирование – СПб.: Питер – 2003
  8. Визуальный язык ДРАКОН \ http://drakon.su/
  9. Шилов Н.В. Верификация шаблонов алгоритмов для метода отката и метода ветвей и границ. Моделирование и анализ информационных систем, ISSN 1818 – 1015, т.18, №4, 2011
  10. Брукс Ф., Мифический человеко — месяц или как создаются программные системы. СПб. Символ Плюс, 1999 — 304 с. ил.

pro-prof.com