Советы эксперта: как сдать ЕГЭ по истории на 100 баллов. Что нужно знать чтобы сдать историю егэ


Как выучить историю с нуля, чтобы сдать ЕГЭ?

Ох, ну это достаточно легко, если вы сейчас в 10 классе. Если в 11 - проснулись поздновато, конечно, но шанс еще есть и довольно большой.

Сначала надо поставить себе цель по баллам и стойко к ней идти. Моей целью было 100, начала я с самого начала 11 класса. Багаж у меня был совсем небольшой, в основном сложившийся на основе курса русской литературы XIX века и труда Карамзина в пересказе отца-историка. Так и вы должны сесть и внятно оценить, на что вы можете надеяться. Готовилась я вместе с другом-абитуриентом провинциального юрфака, который не особо старался, но ему нужно было просто преодолеть порог в 50 баллов, что он успешно и сделал.

Дальше по пунктам:

1. Лучший учебник для сдачи ЕГЭ - это МГУшный учебник по истории Орлова и Георгиева. Его можно купить практически везде, он очень удобный. По нему учим "теорию".

2. Потом надо купить пособия. Я брала обычные от ФИПИ, плюс отдельное пособие для сложных заданий. Берете книжку с КИМами и решаете их, часть С пишите полностью в специально заведенную тетрадь. Желательно - найти препода, который сможет их проверять. Или по ключам. Решайте как можно больше тестов и набивайте руку.

3. Выучите кодификатор. Или хотя бы несколько раз вдумчиво прочтите. Вы должны знать, как делается каждое задание. За что баллы дают и отнимают. Очень рекомендую на сайте фипи найти материалы для проверяющих ЕГЭ преподов - там есть образцы заданий, выполненных на средние и высокие баллы (часть С).

4. Покупайте пособия с картинками и картами. Чаще всего на картах спрашивают славянские племена, крупные сражения и восстания. Очень желательно знать, как выглядит каждый правитель России (я не говорю о Рюрике и Святославе, но отличать Хрущева от Андропова и Черненко надо обязательно).

5. Ведите таблицы. От крупнейших сражений Второй Мировой до реформ Александра I. Если удобно, ведите конспекты. Я не вела и просто обводила нужные места в учебнике, потому что мне так проще.

6. Если хотите хороший балл, не забивайте на культуру. На ней срезаются очень многие, особенно те, кто не готовится к ЕГЭ по литературе. Феофан Грек, Андрей Рублев, Фальконе, Тон, Феофан Прокопович и прочие, прочие, прочие. Учите известные церкви, здания, картины, художников. Здесь очень(!!!) много всего. Не забывайте культуру 80-ых и 90-ых. В том числе - телепередачи.

7. Повесьте над столом выдержки из самых нелюбимых и сложных тем. Для меня такими были всякие чиновники СССР (этот вопрос очень любят на ЕГЭ) и восстание Пугачева, не знаю даже, почему.

8. Будьте готовы учить одну тему по 8, 9, 10 раз. История ужасно быстро забывается, потому что информации очень много. Советую начинать с самой древней и заканчивать на Путине, его тоже желательно выучить, мало ли что придумают.

9. Найдите друга и готовьтесь вместе. Это весело, интересно, особенно если друг знает гораздо больше, чем вы.

10. И не выражайте так уж ярко свое мнение. Если вашу бабушку очень обидел в свое время лично Брежнев, не пишите про него гадости в части С, даже если вам кажется, что вы абсолютно правы. Будьте абсолютно нейтральны.

В итоге:

Сама я сдала на 93, причем баллы сняли в части С, и, как мне показалось, совершенно несправедливо. Апелляция должна была проходить за 300 километров от моего города в день школьного выпускного, и мама меня не отпустила. Такие дела.

На ДВИ по истории в МГУ (исторический факультет) набрала 95, если что.

thequestion.ru

Даты по истории: какие конкретно надо знать

Всем привет! Сегодня я солью один из нюансов подготовки к ЕГЭ по истории. О нем я говорю только своим ребятам на курсах подготовки. Но вот решил поделится этим моментом о датах по истории со всеми. Сделал я это осознанно, чтобы все абитуриенты реально представляли, какие моменты они упускают. А их еще очень много... Ну да ладно. Итак о датах по истории.

Если бегло взглянуть на демоверсию теста ЕГЭ по истории, бросится один любопытный нюанс — там в заданиях крайне мало дат. И у мыслящего человека сразу возникнет вопрос: а вообще нужно ли их знать и в каком количестве. Все вот например «репетиторы», которые вчера сдали ЕГЭ, а сегодня они просто корчат из себя специалистов, все они хором выкладывают тысячи дат. И пишут, мол, учите. Иначе как садизмом я это назвать не могу.

Главный вывод, который мы сделали из просмотра тестов — всех дат знать не нужно.  В большинстве заданий требуется знание хронологии событий (что после чего произошло), не путать даты между веками. В большинстве заданий требуется также лишь приблизительное знание датировки события: по части века, его трети, или четверти.

Как же быть с датами? В конце этого поста я приложил список дат, которые реально нужно знать. С остальными поступаем следующим образом.

При изучении темы соотносим описываемые события с частью века: лучше с его четвертью. Если событие важное, например, Полтавская битва, то представляем себе, в какой части десятилетия оно произошло. В целом, схема запоминания дат по истории выглядит следующим образом:

При этом помните, что когда вам на экзамене требуется вспомнить какое-то событие. Лучше идти от общего к частному: вспомнить в каком веке могло произойти это событие; в какое его части (первой или второй половине), далее в какой четверти века. Обычно разум сразу подсказывает нужную дату, если ее вот по такой схеме вспоминать.

Даты по истории России, которые надо знать

  1. Христианизация Руси — 988 .
  2. Первое упоминание о Москве — 1147 год.
  3. Битва на р. Калке — 31 мая 1223 года.
  4. Куликовская битва — 8 сентября 1380 года.
  5. Принятие Судебника Ивана Великого  - 1497 год.
  6. Принятие Судебника Ивана Грозного — 1550 год.
  7. Принятие Соборного Уложения — 1649 год.
  8. Северная война 1700  - 1721 год. Полтавская битва 27 июня 1709 года.
  9. Эпоха Дворцовых переворотов 1725 по 1762 гг.
  10. Нашествие Наполеона 1812 год.
  11. Манифест об отмене крепостного права — 19 февраля 1861 года.
  12. Русско-японская война январь 1904—сентябрь 1905.
  13. Первая русская революция 1905 — 1907 гг.
  14. Февральская революция 1917 год.
  15. Октябрьская революция 1917 год.
  16. Гражданская война 1917 по 1921/22 гг.
  17. НЭП — 1921 — 1927 гг.
  18. Индустриализация и коллективизация 1920-е — 30-е годы.
  19. Вторая мировая война 1 сентября 1939 по 2 сентября 1945 гг.
  20. Великая отечественная война 22 июня 1941 по 9 мая 1945 гг.
  21. Корейская война 1950 — 53 гг.
  22. Карибский кризис 1962 год.
  23. Холодная война 1946/49 — 1989 годы.
  24. Венгерское восстание 1956 год.
  25. Восстание в Чехословакии 1968 год.
  26. Афганская война 1979 по 1989 годы.
  27. Перестройка 1985 — 1990 годы.
  28. Распад СССР декабрь 1991 год (Беловежское соглашение).

Даты по Всеобщей истории, которые надо знать, мы разбираем на наших курсах подготовки к ЕГЭ. Там же разобраны и сотни других нюансов при подготовки к ЕГЭ по истории.

Чтобы скачать видео с презентацией, поставьте лайк:

Чтобы скачать материал, поставьте лайк:

С уважением, Андрей Пучков

СКАЧАТЬ ВИДЕО С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ=>>

ege59.ru

Что надо знать к ЕГЭ по истории чтобы сдать его

1. Россия с древних времен до начала 17 века.

IX в. – Образование Древнерусского государства.862 г. – «Призвание варягов» на Русь.862–879 гг. – Княжение Рюрика в Новгороде.879–912 гг. – Княжение Олега в Киеве.882 г. – Объединение Новгорода и Киева в единое государство при князе Олеге.907, 911 гг. – Походы Олега на Царьград. Договоры с греками.912–945 гг. – Княжение Игоря в Киеве.945 г. – Восстание древлян.945–962 гг. – Правление княгини Ольги в малолетстве ее сына князя Святослава.957 г. – Крещение княгини Ольги в Константинополе.962–972 гг. – Княжение Святослава Игоревича.964–972 гг. – Военные походы князя Святослава.980–1015 гг. – Княжение Владимира I Святославича Святого.988 г. – Принятие христианства на Руси.1019–1054 гг. – Княжение Ярослава Мудрого.1037 г. – Начало строительства храма Св. Софии в Киеве.1045 г. – Начало строительства храма Св. Софии в Новгороде Великом.Ок. 1072 г. – Окончательное оформление «Русской Правды» («Правда Ярославичей»).1097 г. – Съезд князей в Любече. Закрепление раздробленности Древнерусского государства.1113–1125 гг. – Великое княжение Владимира Мономаха.1125–1157 г. – Княжение Юрия Владимировича Долгорукого во Владимире.1136 г. – Установление республики в Новгороде.1147 г. – Первое упоминание о Москве в летописи.1157–1174 гг. – Княжение Андрея Юрьевича Боголюбского.1165 г. – Постройка храма Покрова на Нерли.1185 г. – Поход князя Игоря Новгород Северского на половцев. «Слово о полку Игореве».1199 г. – Объединение Волынского и Галицкого княжеств.1202 г. – Образование Ордена меченосцев.1223 г., 31 мая. – Битва на реке Калке.1237–1240 гг. – Нашествие монголо татар во главе с ханом Батыем на Русь.1237 г. – Объединение Тевтонского ордена с Орденом меченосцев. Образование Ливонского ордена.1238 г., 4 марта. – Битва на реке Сити.1240 г., 15 июля. – Невская битва. Разгром князем Александром Ярославичем шведских рыцарей на реке Неве. Прозван Невским.1240 г. – Разгром монголо-татарами Киева.1242 г., 5 апреля. – Ледовое побоище. Разгром князем Александром Ярославичем Невским крестоносцев на Чудском озере.1243 г. – Образование государства Золотая Орда.1252–1263 гг. – Княжение Александра Невского на великокняжеском владимирском престоле.1264 г. – Распад Галицко Волынского княжества под ударами Орды.1276 г. – Образование самостоятельного Московского княжества.1325–1340 гг. – Правление князя Ивана Калиты в Москве.1326 г. – Перенесение резиденции главы Русской православной церкви – митрополита – из Владимира в Москву, превращение Москвы в общерусский религиозный центр.1327 г. – Восстание в Твери против золотоордынцев.1359–1389 гг. – Правление князя (с 1362 г. – великого князя) Дмитрия Ивановича (после 1380 г. – Донского) в Москве.Ок. 1360–1430 гг. – Жизнь и деятельность Андрея Рублева.1378 г. – Битва на реке Воже.1380 г., 8 сентября. – Куликовская битва.1382 г. – Разгром Москвы Тохтамышем.1389–1425 гг. – Княжение Василия I Дмитриевича.1410 г., 15 июля. – Грюнвальдская битва. Разгром Тевтонского ордена.1425–1453 гг. – Династическая война между сыновьями и внуками Дмитрия Донского.1439 г. – Флорентийская церковная уния об объединении католической и православной церквей под главенством Папы Римского. Акт об унии подписан русским митрополитом Исидором, за что он был низложен.1448 г. – Избрание епископа Рязанского Ионы митрополитом Русской православной церкви и вся Руси. Установление автокефалии (самостоятельности) Русской православной церкви от Византии.1453 г. – Падение Византийской империи.1462–1505 гг. – Княжение Ивана III.1463 г. – Присоединение к Москве Ярославля.1469–1472 гг. – Путешествие Афанасия Никитина в Индию.1471 г. – Сражение на реке Шелони московских и новгородских войск.1478 г. – Присоединение Новгорода Великого к Москве.1480 г. – «Стояние на реке Угре». Ликвидация ордынского ига.1484–1508 гг. – Строительство нынешнего Московского Кремля. Сооружение соборов и Грановитой палаты, кирпичных стен.1485 г. – Присоединение Твери к Москве.1497 г. – Составление «Судебника» Ивана III. Установление единых норм уголовной ответственности и судебно процессуальных норм для всей страны, ограничение права крестьянского перехода от одного феодала к другому – неделя до и неделя после 26 ноября (Юрьева дня осеннего).Конец XV – начало XVI в. – Завершение процесса складывания Российского централизованного государства.1503 г. – Полемика между Нилом Сорским (лидером нестяжателей, проповедовавших отказ церкви от всякого имущества) и игуменом Иосифом Волоцким (лидером стяжателей, сторонника сохранения церковного землевладения). Осуждение взглядов нестяжателей на церковном Cоборе.1503 г. – Присоединение к Москве Юго Западных русских земель.1505–1533 гг. – Правление Василия III.1510 г. – Присоединение Пскова к Москве.1514 г. – Присоединение Смоленска к Москве.1521 г. – Присоединение Рязани к Москве.1533–1584 гг. – Правление великого князя Ивана IV Грозного.1547 г. – Венчание Ивана IV Грозного на царство.1549 г. – Начало созыва Земских соборов.1550 г. – Принятие «Судебника» Ивана IV Грозного.1551 г. – «Стоглавый собор» Русской православной церкви.1552 г. – Присоединение Казани к Москве.1555–1560 гг. – Строительство Покровского собора в Москве (храма Василия Блаженного).1556 г. – Присоединение Астрахани к Москве.1556 г. – Принятие «Уложения о службе».1558–1583 гг. – Ливонская война.1561 г. – Разгром Ливонского ордена.1564 г. – Начало книгопечатания на Руси. Издание Иваном Федоровым «Апостола» – первой печатной книги, имеющей установленную дату.1565–1572 гг. – Опричнина Ивана IV Грозного.1569 г. – Заключение Люблинской унии об объединении Польши с Великим княжеством Литовским в одно государство – Речь Посполитую.1581 г. – Первое упоминание о «заповедных летах».1581 г. – Поход Ермака в Сибирь.1582 г. – Подписание Ям Запольского перемирия России с Речью Посполитой.1583 г. – Заключение Плюсского перемирия со Швецией.1584–1598 гг. – Царствование Федора Иоанновича.1589 г. – Учреждение патриаршества на Руси. Патриарх Иов.1597 г. – Указ об «урочных летах» (пятилетнем сроке сыска беглых крестьян).1598–1605 гг. – Правление Бориса Годунова.1603 г. – Восстание крестьян и холопов под предводительством Хлопка.1605–1606 гг. – Правление Лжедмитрия I.1606–1607 гг. – Восстание крестьян под предводительством Ивана Болотникова.1606–1610 гг. – Правление царя Василия Шуйского.1607–1610 гг. – Попытка Лжедмитрия II захватить власть в России. Существование «Тушинского лагеря».1609–1611 гг. – Оборона Смоленска.1610–1613 гг. – «Семибоярщина».1611 г., март – июнь. – Первое ополчение против польских войск во главе с П. Ляпуновым.1612 г. – Второе ополчение под руководством Д. Пожарского и К. Минина.1612 г., 26 октября. – Освобождение Москвы от польских интервентов Вторым ополчением.1613 г. – Избрание Земским собором Михаила Романова на царство. Начало династии Романовых. 1613–1645 гг. – Царствование Михаила Федоровича Романова.1617 г. – Заключение Столбовского «вечного мира» со Швецией.1618 г. – Деулинское перемирие с Польшей.1632–1634 гг. – Смоленская война между Россией и Речью Посполитой.

2. Россия в 17-18 веках.

1645–1676 гг. – Правление царя Алексея Михайловича.1648 г. – Экспедиция Семена Дежнева по реке Колыме и Ледовитому океану.1648 г. – Начало восстания Богдана Хмельницкого на Украине.1648 г. – «Соляной бунт» в Москве.1648–1650 гг. – Восстания в различных городах России.1649 г. – Принятие Земским собором нового свода законов – «Соборного уложения» царя Алексея Михайловича. Окончательное закрепощение крестьян.ок. 1653–1656 гг. – Реформа патриарха Никона. Начало церковного раскола.1654 г., 8 января. – Переяславская рада. Воссоединение Украины с Россией.1654–1667 гг. – Война России с Речью Посполитой за Украину.1662 г. – «Медный бунт» в Москве.1667 г. – Заключение Андрусовского перемирия между Россией и Речью Посполитной.1667 г. – Введение Новоторгового устава.1667–1671 гг. – Крестьянская война под предводительством Степана Разина.1672 г., 30 мая. – Рождение Петра I.1676–1682 гг. – Правление Федора Алексеевича.1682 г. – Отмена местничества.1682, 1698 гг. – Стрелецкие восстания в Москве.1682–1725 гг. – Царствование Петра I (1682–1689 гг. – при регентстве Софьи, до 1696 г. – совместно с Иваном V).1686 г. – «Вечный мир» с Польшей.1687 г. – Открытие Славяно греко латинской академии.1695, 1696 гг. – Походы Петра I на Азов.1697–1698 гг. – «Великое посольство».1700–1721 гг. – Северная война.1703 г., 16 мая. – Основание Санкт Петербурга.1707–1708 гг. – Крестьянское восстание под предводительством К. Булавина.1708, 28 сентября. – Битва при деревни Лесной.1709 г., 27 июня. – Полтавская битва.1710–1711 гг. – Прутский поход.1711 г. – Учреждение Сената.1711–1765 гг. – Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова.1714 г. – Указ о единонаследии (отменен в 1731 г.).1714, 27 июля. – Сражение при мысе Гангут.1718–1721 гг. – Учреждение коллегий.1720 г. – Сражение у острова Гренгам.1721 г. – Ништадтский мир со Швецией.1721 г. – Провозглашение Петра I императором. Россия стала империей.1722 г. – Принятие «Табели о рангах».1722 г. – Подписание указа о наследии престола.1722–1723 гг. – Каспийский поход.1725 г. – Открытие Академии наук в Санкт Петербурге.1725–1727 гг. – Правление Екатерины I.1727–1730 гг. – Правление Петра II.1730–1740 гг. – Правление Анны Иоанновны. «Бироновщина».1741–1761 гг. – Правление Елизаветы Петровны.1755 г., 25 января. – Открытие Московского университета.1756–1763 гг. – Семилетняя война.1757 г. – Основание в Санкт Петербурге Академии художеств.1761–1762 гг. – Правление Петра III.1762 г. – «Манифест о вольности дворянской».1762–1796 гг. – Правление Екатерины II.1768–1774 гг. – Русско турецкая война.1770 г. – Победа русского флота над турецким в битве при Чесме и русских сухопутных сил над турецкой армией в сражениях у рек Ларга и Кагул.1774 г. – Заключение Кючук Кайнарджийского мира по итогам русско турецкой войны. Крымское ханство переходило под протекторат России. Россия получала территорию Причерноморья между Днепром и Южным Бугом, крепости Азов, Керчь, Кинбурн, право свободного прохода российских торговых кораблей через черноморские проливы.1772, 1793, 1795 гг. – Разделы Польши между Пруссией, Австрией и Россией. К России отошли территории Правобережной Украины, Белоруссии, часть Прибалтики и Польши.1772–1839 гг. – Жизнь и деятельность М. М. Сперанского.1773–1775 гг. – Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.1775 г. – Проведение губернской реформы в Российской империи.1782 г. – Открытие памятника Петру I «Медный всадник» (Э. Фальконе).1783 г. – Вхождение Крыма в состав Российской империи. Георгиевский трактат. Переход Восточной Грузии под протекторат России.1785 г. – Издание жалованных грамот дворянству и городам.1787–1791 г. – Русско турецкая война.1789 г. – Победы русских войск под командованием А. В. Суворова при Фокшанах и Рымнике.1790 г. – Победа русского флота над турецким в сражении при мысе Калиакрия.1790 г. – Выход в свет книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».1790 г. – Взятие русскими войсками под командованием А. В. Суворова турецкой крепости Измаил на Дунае.1791 г. – Заключение Ясского мира по итогам русско турецкой войны. Подтверждалось присоединение к России Крыма и Кубани, территории Причерноморья между Южным Бугом и Днестром.1794 г. – Восстание в Польше под предводительством Тадеуша Костюшко.1796–1801 гг. – Правление Павла I.1797 г. – Отмена установленного Петром I порядка престолонаследия. Восстановление порядка наследования престола по праву первородства по мужской линии.1797 г. – Издание Павлом I манифеста о трехдневной барщине.1799 г. – Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова.

3. Россия в 19 веке.

1801–1825 г. – Правление Александра I.1802 г. – Учреждение министерств вместо коллегий.1803 г. – Указ о «вольных хлебопашцах».1803 г. – Принятие устава, вводившего автономию университетов.1803–1804 гг. – Первая русская кругосветная экспедиция под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.1804–1813 гг. – Русско иранская война. Окончилась Гюлистанским миром.1805–1807 гг. – Участие России в III и IV антинаполеоновских коалициях.1805 г., декабрь. – Поражение русских и австрийских войск в сражении при Аустерлице.1806–1812 г. – Русско турецкая война.1807 г. – Поражение русской армии под Фридландом.1807 г. – Заключение Тильзитского мира между Александром I и Наполеоном Бонапартом (присоединение России к континентальной блокаде Англии, согласие России на создание вассального Франции Герцогства Варшавского).1808–1809 гг. – Русско шведская война. Присоединение Финляндии к Российской империи.1810 г. – Создание Государственного совета по инициативе М. М. Сперанского.1812 г., июнь – декабрь. – Отечественная война с Наполеоном.1812 г. – Заключение Бухарестского мира по итогам русско турецкой войны.1812 г., 26 августа. – Бородинская битва.1813–1814 гг. – Заграничные походы русской армии.1813 г. – «Битва народов» при Лейпциге.1813 г. – Заключение Гюлистанского мира по итогам русско иранской войны.1814–1815 гг. – Венский конгресс европейских государств. Решение вопросов устройства Европы после Наполеоновских войн. Присоединение к России Герцогства Варшавского (Царства Польского).1815 г. – Создание «Священного союза».1815 г. – Дарование Александром I Царству Польскому Конституции.1816 г. – Начало массового создания военных поселений по инициативе А. А. Аракчеева.1816–1817 гг. – Деятельность «Союза спасения».1817–1864 гг. – Кавказская война.1818–1821 гг. – Деятельность «Союза благоденствия».1820 г. – Открытие Антарктиды российскими мореплавателями под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. 1821–1822 гг. – Образование Северного и Южного обществ декабристов.1821–1881 гг. – Жизнь и деятельность Ф. М. Достоевского.1825 г., 14 декабря. – Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге.1825 г., 29 декабря – 1826 г., 3 января. – Восстание Черниговского полка.1825–1855 гг. – Правление Николая I.1826–1828 гг. – Русско иранская война.1828 г. – Заключение Туркманчайского мира по итогам русско иранской войны. Гибель А. С. Грибоедова.1828–1829 гг. – Русско турецкая война.1829 г. – Заключение Адрианопольского мира по итогам русско турецкой войны.1831–1839 гг. – Деятельность кружка Н. В. Станкевича.1837 г. – Открытие первой железной дороги Петербург – Царское Село.1837–1841 гг. – Проведение П.Д Киселевым реформы управления государственными крестьянами.1840–1850-е гг. – Споры между славянофилами и западниками.1839–1843 гг. – Денежная реформа Е. Ф. Канкрина.1840–1893 гг. – Жизнь и деятельность П. И. Чайковского.1844–1849 гг. – Деятельность кружка М. В. Буташевича– Петрашевского.1851 г. – Открытие железной дороги Москва – Санкт Петербург.1853–1856 гг. – Крымская война.1853 г., ноябрь. – Сражение при Синопе.1855–1881 гг. – Правление Александра II.1856 г. – Парижский конгресс.1856 г. – Основание П. М. Третьяковым коллекции русского искусства в Москве.1858, 1860 гг. – Айгунский и Пекинский договоры с Китаем.1861 г., 19 февраля. – Отмена крепостного права в России.1861–1864 гг. – Деятельность организации «Земля и воля».1862 г. – Образование «Могучей кучки» – объединения композиторов (М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский Корсаков, А. П. Бородин).1864 г. – Земская, судебная и школьная реформы.1864–1885 гг. – Присоединение Средней Азии к Российской империи.1867 г. – Продажа Аляски США.1869 г. – Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов.1870 г. – Реформа городского самоуправления.1870–1923 гг. – Деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок».1873 г. – Создание «Союза трех императоров».1874 г. – Проведение военной реформы – введение всеобщей воинской обязанности.1874, 1876 гг. – Осуществление народниками «хождений в народ».1876–1879 гг. – Деятельность новой организации «Земля и воля».1877–1878 гг. – Русско турецкая война.1878 г. – Сан-Стефанский мирный договор.1878 г. – Берлинский конгресс.1879 г. – Раскол организации «Земля и воля». Возникновение организаций «Народная воля» и «Черный передел».1879–1881 гг. – Деятельность организации «Народная воля».1879–1882 гг. – Оформление Тройственного союза.1881 г., 1 марта. – Убийство народовольцами Александра II.1881–1894 гг. – Правление Александра III.1882 г. – Отмена временнообязанного положения крестьян. Перевод крестьян на обязательный выкуп.1883–1903 гг. – Деятельность группы «Освобождение труда».1885 г. – Стачка на Никольской мануфактуре Т. С. Морозова в Орехово Зуеве (Морозовская стачка).1887 г. – Принятие циркуляра «о кухаркиных детях».1889 г. – Принятие «Положения о земских начальниках».1891–1893 гг. – Оформление франко русского союза.1891–1905 гг. – Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали.1892 г. – Передача П. М. Третьяковым своей коллекции русского искусства в дар городу Москве.1894–1917 гг. – Правление Николая II.1895 г. – Изобретение А. С. Поповым радиосвязи.1895 г. – Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».1897 г. – Первая всеобщая перепись населения России.1897 г. – Денежная реформа С. Ю. Витте.1898 г. – I съезд РСДРП.1899 г. – Гаагская мирная конференция 26 держав по проблемам разоружения, созванная по инициативе России.

4. Россия в 20 веке.

1901–1902 гг. – Создание партии социалистов-революционеров (эсеров) в результате объединения неонароднических кружков.1903 г. – II съезд РСДРП. Создание партии.1903 г. – Создание «Союза земцев конституционалистов».1904–1905 гг. – Русско японская война.1904 г., август. – Сражение под городом Ляоян.1904 г., сентябрь. – Сражение на реке Шахэ.1905 г., 9 января. – «Кровавое воскресенье». Начало первой российской революции.1905–1907 гг. – Первая российская революция.1905 г., февраль. – Поражение русской армии под городом Мукденом.1905 г., май. – Гибель русского флота возле острова Цусима.1905 г., июнь. – Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».1905 г., август. – Заключение Портсмутского мирного договора по итогам русско японской войны. Россия уступала Японии южную часть Сахалина, арендные права на Ляодунский полуостров и Южно Маньчжурскую железную дорогу.1905 г., 17 октября. – Издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка».1905 г., ноябрь. – Создание «Союза русского народа».1905 г., декабрь. – Вооруженное восстание в Москве и ряде других городов.1906 г., апрель – июль. – Деятельность I Государственной думы.1906 г., 9 ноября. – Указ о выходе крестьян из общины. Начало проведения столыпинской аграрной реформы.1907 г., февраль – июнь. – Деятельность II Государственной думы.1907 г., 3 июня. – Роспуск II Государственной думы. Принятие нового избирательного закона (третьеиюньский переворот).1907–1912 гг. – Деятельность III Государственной думы.1907 г., август – Русско английское соглашение о разграничении зон влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Окончательное оформление союза «Антанта».1912 г. – Ленский расстрел.1912–1917 гг. – Деятельность IV Государственной думы.1914 г., 1 августа – 1918 г., 9 ноября. – Первая мировая война.1915 г., август. – Создание Прогрессивного блока.1916 г., май. – «Брусиловский прорыв».1917 г., февраль. – Февральская буржуазно демократическая революция в России.1917 г., 2 марта. – Отречение Николая II от престола. Образование Временного правительства.1917 г., май. – Образование 1-го коалиционного Временного правительства.1917 г., июнь. – Деятельность I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов.1917 г., июль. – Образование 2-го коалиционного Временного правительства.1917 г., август. – Корниловский мятеж.1917 г., 1 сентября. – Провозглашение России республикой.1917 г., 24–26 октября. – Вооруженное восстание в Петрограде. Свержение Временного правительства. II Всероссийский съезд Советов (Провозглашение России Республикой Советов.). Принятие декретов о мире и земле. 1918 г., январь. – Созыв и роспуск Учредительного собрания.1918 г., 3 марта. – Заключение Брестского мира между Советской Россией и Германией. Россия потеряла Польшу, Литву, часть Латвии, Финляндию, Украину, часть Белоруссии, Карс, Ардаган и Батум. Договор аннулирован в ноябре 1918 г. после революции в Германии.1918–1920 гг. – Гражданская война в России.1918 г. – Принятие Конституции РСФСР.1918–1921 г., март. – Проведение советским правительством политики «военного коммунизма».1918 г., июль – Расстрел царской семьи в Екатеринбурге.1920–1921 гг. – Антибольшевистские восстания крестьян в Тамбовской и Воронежской областях («антоновщина»), Украине, Поволжье, Западной Сибири.1921 г., март – Заключение Рижского мирного договора РСФСР с Польшей. К Польше отходили территории Западной Украины и Западной Белоруссии.1921 г., февраль – март. – Восстание матросов и солдат в Кронштадте против политики «военного коммунизма».1921 г., март. – X съезд РКП(б). Переход к нэпу.1922 г. – Генуэзская конференция.1922 г., 30 декабря. – Образование СССР.1924 г. – Принятие Конституции СССР.1925 г., декабрь – XIV съезд ВКП(б). Провозглашение курса на индустриализацию страны. Разгром «троцкистско зиновьевской оппозиции».1927 г., декабрь – XV съезд ВКП(б). Провозглашение курса на коллективизацию сельского хозяйства.1928–1932 гг. – Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.1929 г. – Начало сплошной коллективизации.1930 г. – Завершение строительства Турксиба.1933–1937 гг. – Второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР.1934 г. – Принятие СССР в Лигу Наций.1934 г., 1 декабря. – Убийство С. М. Кирова. Начало массовых репрессий.1936 г. – Принятие Конституции СССР («победившего социализма»).1939 г., 23 августа. – Подписание пакта о ненападении с Германией.1939 г, 1 сентября – 1945 г., 2 сентября. – Вторая мировая война.1939 г, ноябрь – 1940 г., март. – Советско финляндская война.1941 г., 22 июня – 1945 г., 9 мая. – Великая Отечественная война.1941 г., июль – сентябрь. – Смоленское сражение.1941 г, 5–6 декабря – Контрнаступление Красной армии под Москвой.1942 г., 19 ноября – 1943 г, 2 февраля. – Контрнаступление Красной армии под Сталинградом. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.1943 г., июль – август. – Курская битва.1943 г., сентябрь – декабрь. – Битва за Днепр. Освобождение Киева. Завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.1943 г., 28 ноября – 1 декабря. – Тегеранская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании.1944 г., январь. – Окончательная ликвидация блокады Ленинграда.1944 г., январь – февраль. – Корсунь Шевченковская операция.1944 г., июнь – август – Операция по освобождению Белоруссии («Багратион»).1944 г., июль – август – Львовско Сандомирская операция.1944 г., август – Ясско Кишиневская операция.1945 г., январь – февраль – Висло Одерская операция.1945 г., 4–11 февраля – Крымская (Ялтинская) конференция глав правительств СССР, США и Великобритании.1945 г., апрель – май – Берлинская операция.1945 г., 25 апреля – Встреча на р. Эльбе у Торгау передовых советских и американских войск.1945 г., 8 мая – Капитуляция Германии.1945 г., 17 июля – 2 августа – Берлинская (Потсдамская) конференция глав правительств СССР, США и Великобритании.1945 г, август – сентябрь – Разгром Японии. Подписание акта о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил. Окончание Второй мировой войны.1946 г. – Начало «холодной войны».1948 г. – Разрыв дипломатических отношений с Югославией.1949 гг. – Начало компании по борьбе с «космополитизмом».1949 г. – Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).1949 г. – Создание в СССР ядерного оружия.1953 г., 5 марта. – Смерть И. С. Сталина.1953 г., август. – Сообщение об испытании в СССР водородной бомбы.1953 г., сентябрь – 1964 г., октябрь. – Избрание Н. С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС. Смещен с постов в октябре 1964 г.1954 г. – Введена в действие Обнинская АЭС.1955 г. – Образование Организации Варшавского договора (ОВД).1956 г., февраль. – ХХ съезд КПСС. Доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях».1956 г., октябрь – ноябрь. – Восстание в Венгрии; подавлено советскими войсками.1957 г., 4 октября. – Запуск в СССР первого в мире искусственного спутника Земли.1961 г., 12 апреля. – Полет Ю. А. Гагарина в космос.1961 г., октябрь. – XXII съезд КПСС. Принятие новой Программы партии – программы строительства коммунизма. 1962 г. – Карибский кризис.1962г., июнь. – Забастовка на Новочеркасском электровозостроительном заводе; расстрел демонстрации рабочих.1963г., август. – Подписание в Москве договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и космическом пространстве.1965г. – Начало проведения экономической реформы А.Н Косыгина.1968г. – Ввод войск стран-участниц Варшавского договора в Чехословакию.1972г., май. – Подписание договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ 1) между СССР и США.1975 г. – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки).1979 г. – Подписание договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ 2) между СССР и США.1979–1989 гг. – «Необъявленная война» в Афганистане.1980 г., июль – август. – Олимпийские игры в Москве.1985 г., март. – Избрание М. С. Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС.1986 г., 26 апреля. – Авария на Чернобыльской АЭС.1987 г. – Заключение между СССР И США договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.1988 г. – ХIX партийная конференция. Провозглашение курса на реформу политической системы.1989 г., май – июнь. – Первый съезд народных депутатов СССР.1990 г., март. – Избрание на Третьем съезде народных депутатов СССР М. С. Горбачева Президентом СССР. Исключение из Конституции 6-й статьи.1990 г., 12 июня – Принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.1991 г. 12 июня. – Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР.1991 г., июль. – Подписание договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ 1).1991 г., 19–21 августа. – Попытка государственного переворота (ГКЧП).1991 г., 8 декабря. – Беловежские соглашение о роспуске СССР и создание СНГ.1991 г., 25 декабря. – Сложение М. С. Горбачевым полномочий Президента СССР.1992 г. – Начало проведения радикальной экономической реформы Е. Т. Гайдара.1993 г., январь. – Подписание договора между Россией и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ 2).1993 г., 3–4 октября. – Вооруженные столкновения сторонников Верховного Совета с правительственными войсками в Москве.1993 г., 12 декабря. – Выборы в Федеральное собрание – Государственную Думу и Совет Федерации и референдум по проекту Конституции РФ.1994 г. – Присоединение РФ к программе НАТО «Партнерство во имя мира».1994 г., декабрь. – Начало широкомасштаблных действий против чеченских сепаратистов.1996 г. – Вступление России в Совет Европы.1996 г., июль. – Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РФ (на второй срок).1997 г. – Создание по инициативе Д. С. Лихачева государственного телеканала «Культура».1998 г., август. – Финансовый кризис в России (дефолт).1999 г., сентябрь. – Начало антитеррористической операции в Чечне.

5. Россия с 2000-х.

2000 г., март. – Избрание В. В. Путина Президентом РФ.2000 г. – Присуждение Нобелевской премии по физике Ж. И. Алферову за фундаментальные исследования в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.2002 г. – Договор между Россией и США о взаимном сокращении ядерных боеголовок.2003 г. – Присуждение Нобелевской премии по физике А. А. Абрикосову и В. Л. Гинзбургу за работы в области квантовой физики, в частности за исследования сверхпроводимости и сверхтекучести.2004 г., март. – Избрание В. В. Путина Президентом РФ (на второй срок).2005 г. – Создание Общественной палаты.2006 г. – Начало осуществления программы национальных проектов в области сельского хозяйства, жилищного строительства, здравоохранения и образования.2008 г., март – Избрание Д. А. Медведева Президентом РФ.2008 г., август – Вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Проведение российской армией операции по принуждению Грузии к миру. Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.2008 г., ноябрь – Принятие закона об увеличении срока полномочий Госдумы и Президента РФ (5 и 6 лет соответственно).

5uglov.ru

Как я сдала ЕГЭ по истории на 100 баллов — Учёба.ру

Аделя Баширова,

студентка 1 курса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Запутанная история

Я училась в Астрахани в гимназии № 3 с углубленным изучением иностранных языков. Выбрала на ЕГЭ историю, потому что решила поступать на юридический факультет. При этом до 10 класса я не только не думала ее сдавать, но и вообще была категорически против: считала этот предмет чересчур сложным и запутанным. Однако по мере изучения история стала нравиться мне все больше и больше.

Я не считаю, что история — один из самых сложных ЕГЭ. Ведь в ней все более-менее конкретно, в отличие, например, от обществознания. В «обществе» много «воды», сотни различных определений и теорий. В истории же, на мой взгляд, все проще: есть дата, есть правитель, есть событие. Четкий круг причин и следствий.

С Древней Руси до Медведева

Готовиться к экзамену я стала потихоньку, в 10 классе пыталась укрепить базу, а вот уже в 11 классе занялась историей как следует. Для начала я прочитала школьные учебники, с Древней Руси до Медведева. Они очень помогают выстроить всю цепь событий и сформировать фундамент. Потом прослушала курс из 30 аудиолекций по истории России. Как только прочитывала или изучала какой-то материал, сразу начинала решать тесты по соответствующей теме. Параллельно учила даты, список которых взяла в конце учебника Орлова, на разных сайтах и в пабликах. Также выучила все даты по всемирной истории, которые были даны в кодификаторе ЕГЭ по истории на сайте ФИПИ. Параллельно с помощью приложений пыталась запомнить детали по архитектуре и живописи, с которыми у меня всегда были проблемы. И у меня получилось. Я могла бы посоветовать приложение Memrise: там есть категория «История России» и курсы по живописи, архитектуре и культуре.

Еще я прочитала учебник по истории России Орлова, тот, что с синей обложкой. Он очень интересно написан. Плюс, уровень этого пособия выше школьных учебников, что и помогло сформировать новое видение предмета, более полное.

Очень важно ознакомиться с критериями части 2, чтобы не попасть в западню. Эксперты ведь оценивают ответы по ключам, и нужно знать, как это происходит. Я изучила все критерии оценки части 2, чтобы знать, как лучше писать и оформлять свой ответ.

Основной совет, который могу дать, — больше решайте заданий в качестве тренировки, чтобы научиться «чувствовать» вопросы и ответы. И в части 2, где нужно написать развернуто несколько вопросов, лучше писать больше. Неправильные ответы засчитывать не будут, но в ваших записях может оказаться много дельного. Конечно, это не означает, что нужно писать откровенную чушь или все подряд, но чем больше вы напишете по теме, тем лучше.

Ожидания и «пробники»

Самыми простыми в ЕГЭ для меня были вопросы, где надо было выбрать ответы, количество которых указывалось в задании (это часть 1). А вот задания с картами я то решала, то не решала, как повезет. Самыми сложными я считаю два типа заданий: вопросы, где нужно написать в ответе три пункта по теме, и задания, где требуется раскрыть «за» и «против». Здесь надо писать по делу, но развернуто. А я это не люблю.

«Пробников» мы решили не так много. Я точно не помню своих результатов, но 100 баллов у меня не было, а может быть, было даже меньше 90. Сложно сказать, на какой балл я рассчитывала. На максимальный! Хотелось получить как можно больше. Думала, отлично получится, если удастся набрать выше 90 баллов. Такой результат тогда казался мне счастьем.

Жара на ЕГЭ

Когда я увидела свой вариант на экзамене, он показался мне несложным. Я была спокойна: знала, что готовилась и смогу сделать хоть что-то. Меньше волнения — лучше результат. Эссе я писала по периоду правления Дмитрия Донского. Изначально знала, что выбирать буду именно ранние периоды истории — Древнюю Русь, например, я просто обожаю. Так получилось, что каждый раз, испытывая разные методики обучения, я начинала именно с этой темы и знала ее лучше всего остального вместе взятого.

А самым сложным на экзамене было все успеть. Писать приходилось сразу на чистовик. Но, слава Богу, времени хватило. А еще было очень жарко в кабинете, окна не открывали, потому что от ветерка с улицы со столов улетали листки. Кто был в Астрахани летом, тот поймет меня. Так что это, наверно, и оказалось самым трудным. И еще рука уставала от письма. Одним словом, у меня были только технические проблемы.

Непредсказуемый результат

После экзамена я была готова ко всему, но с нетерпением ждала 90+. ЕГЭ — непредсказуемая вещь, даже если ты уверен, что написал все на 150 процентов, результат все равно может быть очень плохим. Поэтому я просто надеялась на максимум.

Когда увидела свои баллы, то испытала приятный шок. Просто не верилось, что я получила 100 баллов. Я до сих пор до конца не могу осознать этот факт. Мои друзья и одноклассники были рады за меня. Они ждали от меня высоких результатов, но я даже не знаю, готовы ли они были к такой нереальной цифре.

Вторая волна

Я подавала документы в три вуза: Казанский федеральный университет, Саратовскую государственную юридическую академию и МГУ им. М.В. Ломоносова. В первую волну я прошла только в первые два вуза, так как ДВИ по обществознанию в МГУ сдала на невысокий балл. Тогда я решила рискнуть и подать оригинал аттестата в МГУ. В итоге главный университет страны покорился мне со второй волны.

www.ucheba.ru

как сдать ЕГЭ по истории на 100 баллов — Учёба.ру

Министр образования сообщила, что ЕГЭ по истории может стать обязательным едва ли не в 2018 году. Как вы относитесь к этой идее?

Экзамен по истории в том виде, каком он существует сейчас, отвечает потребностям выпускников, планирующих посвятить свою жизнь исторической науке или стать учителем. ЕГЭ подразумевает серьезную работу с историческими источниками и более глубокое погружение в предмет.

Бесспорно, знание истории своей страны позволяет сформировать компоненты гражданской позиции, но, на мой взгляд, нет необходимости для достижения этой цели владеть навыками работы с источниками в том объеме, который проверяет ЕГЭ. Предположу, что более рационально разделить экзамен по истории на базовый и профильный уровень.

 

В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по истории? Какие пробелы в школьном курсе становятся очевидны и мешают успешно сдать экзамен без специальной подготовки?

ЕГЭ по истории проверяет знания, умения и навыки по предмету, которые должны быть освоены в течение обучения в школе. Но часто будущий экзаменуемый только за год, в лучшем случае за два, должен освоить большой объем теоретического материала. Это одна из основных трудностей, которая становится еще более острой при анализе реальных учебников, используемых сегодня в школе: огромные параграфы, отсутствие четких акцентов на важные процессы, события и явления. Все это не дает учителю пройти необходимый объем. К примеру, в 10 классе в течение года требуется изучить два учебника по отечественной истории и один учебник — по европейской.

Школьнику важно сформировать навыки письменной речи, наладить работу с контурными картами и визуальной информацией. В советской школе поездки по стране были чем-то само собой разумеющимся, но сегодня существуют организационные сложности перевозки группы детей. Их следствием становится ограниченное мировоззрение школьника, ослабевание его интереса к истории. Дети плохо знают памятники культуры. Для сдающего ЕГЭ по истории это чревато потерей баллов по заданиям № 18 и 19.

Для экзамена по истории характерны все те же трудности, что и для испытаний по любому другому гуманитарному предмету. Важно сформировать в собственном сознании не только банк знаний, но и вооружиться навыками речемыслительной деятельности: уметь аргументировать собственную позицию по той или иной цитате, которая имеет отношение к определенному историческому этапу, событию.

Не секрет, что современные школьники с трудом излагают свои мысли. Эта трудность возрастает в разы, если речь идет о письменной речи. Требуется буквально отшлифовать каждую фразу, при этом учитывая критерии задания. Сдавая экзамен по истории, нужно владеть литературными навыками, иначе не справиться с вопросами, которые требуют развернутого ответа.

Какие темы или исторические периоды, по вашим наблюдениям, вызывают наибольшую сложность?

Прежде чем ответить на ваш вопрос, выскажу свою принципиальную позицию: все задания ЕГЭ по силам школьнику при условии планомерной, систематизированной подготовки. Но в КИМах нет заданий, которые можно решить, применив «изобретательность» или выполнить методом угадывания ответа. На экзамен невозможно «натаскать», как говорят в последнее время чиновники.

Первой по сложности я бы поставила тему гражданской войны, ввиду ее насыщенности именами, событиями, героями и историческими оценками. Тема трудна даже для профессиональных историков.

Наравне с ней можно поставить темы «Перестройка в СССР» и «Распад Советского Союза и образование РФ» из-за их близости к нашему времени.

Я уже упоминала о сложностях, связанных с темами культуры, важность которых осознает далеко не каждый учитель. Такое же положение дел и с зарубежной историей.

Как написать историческое сочинение

Есть ли секреты при сдаче экзамена, какие вопросы считаются самыми коварными? На что стоит обратить особое внимание?

За день до экзамена надо продумать стратегию ответа, четко распределить время и силы. Начинайте с того задания, которое требует зоркости, неусталых глаз, высокой концентрации внимания. Это вопросы № 13 и 16 КИМов ЕГЭ по истории (работа с картой) и задания № 18 и 19 (работа с визуальной информацией).

Начинать лучше вообще с части 2, с заданий, которые требуют развернутого ответа. Из шести заданий второй части три связаны с работой по историческому источнику, которая вполне по силе выпускнику.

Вопросы № 23 и 24 — задания повышенной сложности. Думаю, что их нужно выполнять в два этапа: сделать заготовку на черновике, перейти на прорешивание вопросов первой части и вернуться через час с тем, чтобы скорректировать ответ.

Особое внимание обращу на 25-е задание. Историческое сочинение — самое «высокооплачиваемое» задание, за него можно получить до 11 баллов из 53 первичных баллов. Одна пятая успеха на экзамене. И, разумеется, оно требует больше всего времени (как справиться с этим заданием, смотрите в видео «Историческое сочинение: семь шагов к успеху». — Прим. «Учёбы.ру»).

Задания № 1 и 11 подразумевают знание не только отечественной, но и зарубежной истории. Как и история культуры, европейская в большинстве школ изучается по остаточному принципу. «Вес» заданий в совокупности составляет 4 балла. Выпускник до экзамена должен знать о трудностях этих вопросов и решить для себя, будет ли он уделять внимание зарубежной истории или пожертвует этими баллами.

Определенную сложность имеет задание № 4, где требуется на основе предложенного определения вставить определяемый термин. Казалось бы, всего одно слово, но если не знать содержание «опричнины» или толкование слова «диссидент», то с заданием не справиться. Всякая наука требует знания терминологии, историческая не исключение.

В задании № 6 представлены два источника и шесть суждений, из которых нужно выбрать верные. Для того чтобы выполнить это задание, нужно понять, о каком периоде идет речь в каждом отрывке, соотнести суждения с собственными знаниями о нем. Только после этого решать, какие суждения являются верными.

Кроме, собственно, знаний по предмету, для успешной сдачи экзамена надо учиться минимизировать стресс.

  • Экзамен длится без пяти минут четыре часа, а школьники привыкли работать 45 минут — ничто не мешает отдохнуть, посмотреть в окно.
  • Правильно распределяйте силы так, чтобы не выдохнуться сразу, чередуйте сложные вопросы, требующие развернутого ответа, и тесты.
  • Используйте тактику прохождения вопросов «двумя кругами». Сначала посмотрите все задания, сразу отложите те, которые вы не понимаете или где вы не знаете ответа. Не нервничайте, не вводите себя в стресс. Время останется, вы посмотрите все еще раз, возможно, решение найдется. В любом случае удастся выполнить больший объем, получить больше баллов.

www.ucheba.ru

как сдать ОГЭ по истории — Учёба.ру

Ольга Силина,

преподаватель истории образовательного центра Lancman School

Существует мнение, что история — один из самых сложных предметов в линейке ОГЭ и ЕГЭ из-за огромного количества охватываемого материала. Так ли это на самом деле?

Да, это действительно так. Школьники в 9-м классе историю знают плохо, и экзамен кажется им очень сложным. Многие девятиклассники не решаются идти на этот экзамен, выбирая другие, более простые предметы. Нередко бывают и случаи, когда школьник сначала выбирает историю на ОГЭ, но затем, оценив масштаб катастрофы, объем работы и материала, отказывается от этого предмета, переключаясь, например, на более простое обществознание.

Исключительно в школе подготовиться к этому экзамену можно, хотя задача эта не из легких. В 9-м классе на уроках идет изучение новых тем, например, в программу входят события XX века. При этом учитель должен находить время, чтобы повторять с классом весь курс истории начиная с 6-го класса, иначе экзамен не сдать. Школьных уроков для этого явно недостаточно, даже если история стоит в расписании два-три раза в неделю. Ребенку нужен высокий уровень самоорганизации, которую редко можно встретить в 9-м классе, чтобы самому взяться за повторение ранее пройденных тем. Либо требуется помощь извне — репетитор, курсы.

По Вашему опыту преподавания, какие разделы истории самые сложные для школьников и вызывают наибольшие затруднения? Какие темы самые простые?

Наиболее сложные темы относятся к истории XX века — это события 1917 года и гражданской войны. Это связано с тем, что в начале XX века в стране происходили глубокие перемены, а их предпосылки надо искать в более ранних эпохах. В этом и есть главная трудность. Чтобы понять события XX века, нужно хорошо знать прошлую эпоху, хотя бы XIX век, а в 9-м классе ребятам еще сложно строить причинно-следственные связи. К тому же история XX века изучается в школе очень глубоко, есть годы, когда события происходили буквально каждый день, и все их нужно запомнить.

На втором месте в топе наиболее сложных тем идут русские географические экспедиции. Девятиклассники плохо ориентируются по карте, поэтому у многих возникают трудности с выполнением таких заданий. На третьем месте — вопросы на развитие русской культуры разных эпох. Здесь нужно продемонстрировать знание различных памятников культуры, архитектуры, живописи. Требуется знать всех авторов, время создания произведений и даже то, как они выглядят! Ведь по этой теме на экзамене есть отдельное задание на работу с иллюстрацией. Еще лет пять назад такое задание можно было отнести к олимпиадному уровню, а сегодня это уровень ОГЭ.

Могу сказать, что за последние несколько лет экзамен усложнился. Видимо, за счет этого в школах пытаются повысить уровень требований к старшеклассникам по истории: идет поэтапная подготовка к тому, чтобы ЕГЭ по этому предмету сделать обязательным для всех выпускников. Такую возможность уже давно обсуждают в Минобре.

Что касается самых простых тем, лучше всего школьникам дается XVIII век, поскольку там были такие яркие правители, как Петр I и Екатерина II. Также ребята хорошо знают историю Древней Руси. На один век там приходится совсем мало событий и соответственно небольшой объем информации для запоминания. Кому-то неплохо дается и XIX век. Это связано с тем, что школьная программа по некоторым предметам, например, по литературе и истории, идет почти синхронно. Школьники к моменту изучения XIX века по истории уже успевают пройти какую-то литературу этого времени и могут на нее опираться, когда разбирают соответствующие исторические события. А вот литература XX века в школе изучается совсем недолго, так что этот период в истории России дается далеко не всем девятиклассникам.

Расскажите, пожалуйста, про структуру экзамена.

Экзамен состоит из 35 вопросов, в части 1 школьникам предлагается выполнить 30 заданий, в части 2 — пять заданий. В первом разделе собраны задания с выбором ответа на знание дат, фактов, событий, терминологии, на работу с источниками, картой и иллюстрациями. Это вопросы базового и повышенного уровня сложности.

Во второй части находятся задания высокого уровня сложности, где требуется дать развернутый ответ. Самые трудные вопросы — № 34 и № 35. В задании № 35 требуется составить план воображаемого ответа по предложенной теме, отразив в нем основные события данного времени. Это хорошая проверка знания материала и того, как школьники могут анализировать и систематизировать данные. В задании № 34 надо сравнить какие-то события или явления. Например, нужно написать, что общего в правлении Петра I и Екатерины II. Требуется на основе фактов показать сходства и различия двух этих эпох. Это уже проверка на глубокое и осмысленное знание истории.

Расскажите, пожалуйста, про систему начисления баллов. За какие задания на ОГЭ по истории ставится наибольшее количество баллов?

Все задания части 1, кроме двух, оцениваются в 1 балл. За задания № 24 и № 26 можно получить по 2 балла, при этом они совсем не сложные, можно даже сказать самые легкие. Одно из них на работу со статистикой. Здесь не требуется знать историю, а нужно лишь внимательно просмотреть предложенные статистические данные. Второе двухбалльное задание — на соответствие между событиями, датами и событиями, между именами авторов и их произведениями. Как правило, подавляющее большинство школьников справляются с ними без ошибок.

Во второй части три задания оцениваются в 2 балла и два задания — в 3 балла. Всего за работу максимально можно получить 44 балла, а пятерка ставится за результат от 35 баллов. Могу сказать, что максимум на экзамене заработать вполне реально и у меня были ученики, которые его получали. Не говоря уже об отличной оценке, где в запасе есть разброс в целых 9 баллов — от 35 до 44.

Как Вы рекомендуете готовиться к ОГЭ по истории?

Главное — это регулярное повторение того, что изучается. К сожалению, наша память устроена таким образом, что информация, которая не используется, быстро забывается. А история — это не тот предмет, которым мы пользуемся в повседневной жизни. Запомнить большой объем материала и не забыть его к экзамену помогут различные методы, например, метод ассоциаций. Лучше, когда ребенок сам выстроит ассоциативный ряд на ту тему, которую он разбирает, а педагог должен направить его в правильное русло.

Кроме того, я рекомендую своим ученикам использовать и менее системный способ, который условно можно назвать «Найди жертву». Метод заключается в том, чтобы материал каждой пройденной темы вслух рассказывать своему собеседнику, например, маме, папе, бабушке, другу. Могу сказать, что по моему опыту это наиболее эффективный метод запоминания фактологии, систематизации материала, понимания связи между событиями. Ведь рассказываем мы все это структурно и вслух. И конечно же начинать готовиться нужно заранее, за год вполне реально постепенно пройти все темы и подойти к ОГЭ по истории во всеоружии.

У девятиклассников впереди три месяца до ОГЭ по истории. Как Вы посоветуете им распределить свое время, чтобы подготовиться наилучшим образом?

Все внимание на повторение дат. Знание дат позволяет выполнить большинство заданий, потому что много вопросов ориентированы на хронологию. Как лучше всего запоминать даты, учитывая что их очень много? Прежде всего проводите параллели. В истории их множество. Многие даты завершаются на одни и те же цифры, например, 1097 год — съезд князей в г. Любече, 1497 год — Судебник Ивана III, 1597 год — Урочные лета Федора Иоанновича. Или другой пример: 1054 год — составление «Правды Ярославичей», 1654 год — вхождение левобережной Украины в состав России, 1654 год — начало русско-польской войны. Конечно здесь все индивидуально и нужно, чтобы каждый ученик сам нашел для себя такие схемы в датах и их запомнил.

Еще один эффективный способ структурирования информации — запоминать даты в связке событий, когда в один год их происходит много. Например в 1113 году происходит Киевское восстание, записывается «Повесть временных лет», а Владимир II Мономах издает свой устав, в 1714 году выходит указ о единонаследии, вводится подушный налог, проходит Гангутский бой. Это помогает быстро запомнить даты и события.

Какие источники вы рекомендуете использовать для самостоятельной подготовки к экзамену?

  • «Решу ОГЭ». На сайте вы найдете прекрасную подборку заданий по всем темам предмета с пояснением по каждому вопросу. Это лучший ресурс для самостоятельной подготовки к экзамену, на мой взгляд.
  • «Сайт ФИПИ». В открытом банке заданий есть вопросы по всем темам. Небольшой минус — здесь нет пояснений к ответам. Впрочем, это может быть даже полезно. В этом случае пояснение к решению задания ребенок будет искать самостоятельно в учебниках и на других ресурсах, что стимулирует его к получению новой информации.
  • Просветительский проект «Арзамас». Успех на экзамене нередко зависит от интереса школьника к самому предмету. Цель проекта «Арзамас» — популяризация истории. С помощью игр, лекций, курсов этого проекта ребята могут развивать свой интерес к истории. Например, здесь можно увидеть виртуальный Instagram Романовых, поиграть в игру на угадывание невероятных фактов из жизни Петра I, посмотреть различные видео.
  • Исторические фильмы и сериалы. Что касается истории России, я рекомендую ребятам посмотреть документальный сериал «Романовы», который охватывает период правления этой династии, с XVII до начала XX века. Он поможет школьникам закрепить информацию о событиях этих эпох.
  • Фильмы по «Истории Государства Российского» Карамзина. По каждому правителю в этом цикле снят отдельный фильм. Здесь вы найдете хороший материал для подготовки.

На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям части 2? Какие есть подводные камни у этого типа заданий?

Задание № 31

В этом задании девятиклассникам предлагается текст из исторического источника. Требуется провести атрибуцию источника, то есть определить, к какому веку он относится, кто его автор, какому правителю соответствуют события.

Иногда уже в самом названии источника содержится подсказка. Например, указано, что это отрывок из циркуляра. Само понятие циркуляра у нас фигурирует очень редко. Например, существует «Циркуляр о кухаркиных детях». Большая вероятность, что отрывок взят именно из этого источника. Если, например, предложен фрагмент из декларации, понятно, что скорее всего документ относится к XX веку, а, если фрагмент из наказа, то ко времени Екатерины II, так как самые известные наказы вышли именно в ее период.

Далее нужно искать в тексте маркеры — слова-подсказки. Например, названия органов власти. Если речь идет о коллегиях, документ относится к периоду от Петра I до Александра I, если о министерствах, то это время, начиная с Александра I. Таким образом, маркеры сужают радиус поиска по времени и помогают с атрибуцией документа.

Задание № 32

Это тоже задание по тексту. Требуется найти предложение в первом или во втором абзаце, которое ниже подтверждается в тексте. Доказать свою мысль нужно двумя фактами из текста. Это задание на внимательность, знание истории тут не требуется.

Подсказка следующая: логика нашего языка такова, что искомое предложение будет первое в абзаце. В 90% случаев ответ именно такой.

Задание № 33

В этом задании предлагается ситуация и три вопроса по ней — найти год события, последствия или причины события. Здесь опять же нужно искать маркеры-сигналы, чтобы определить время ситуации и опорные события, которые в это время происходили.

Задание № 34

Вопрос на сравнение событий и явлений. Как правило, на протяжении многих веков во внешней политике России были одни и те же цели. Например, если просят сравнить правление Ивана Грозного и Петра I, во внешней политике обоих правителей была задача выхода России в Балтийское и Черное море. На протяжении XVIII и XIX века, о каких бы правителях нас не спрашивали, задача была — утвердиться на Балканском полуострове.

Чтобы подготовиться к этому заданию, заранее составьте список общих тенденций в разные эпохи. Избегайте абстрактности, используйте факты.

Задание № 35

В задании требуется составить план воображаемого ответа по предложенной теме, отразив в нем основные события данного времени. Если не помните конкретных дат, не пишите их, в задании нет требования обязательно указать даты. Но имена и конкретные данные нужно указать. План должен быть сложным — с пунктами и подпунктами, либо нужно пояснить каждый пункт текстом.

Задача облегчается тем, что, если тема дана широкая, ученик может на свое усмотрение выбрать в рамках этой темы один из вопросов. Например, предлагается тема «Русско-турецкие войны в правлении Екатерины II». Школьник может выбрать первую русско-турецкую войну и раскрыть подробно только ее. Таким образом можно избежать абстрактности, детально проработать и показать свои знания по более узкому вопросу.

www.ucheba.ru

Подготовка к ЕГЭ по Истории с нуля. ТОП советов экспертов

Автор статьи - А. В. Морозов.

ЕГЭ по истории - один из популярных экзаменов по выбору. Его сдают те, кто идёт на гуманитарные факультеты: журналистика, юриспруденция, политология. Многие считают, что история - лёгкий предмет и можно подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля и за год. Так ли это?

Средний балл по истории невысок по сравнению с с другими предметами по выбору. Многие пытаются сдать ЕГЭ по истории, но обычно сдают его плохо, особенно если готовятся к ЕГЭ по истории с нуля. “Двойку” вряд ли поставят, но для поступления не хватит!

Чего же не знают выпускники из программы ЕГЭ по истории? Не знают культурологию, картографию, не могут сопоставлять (синхронизировать) события зарубежной истории и отечественной. Путают исторические личности и терминологию. Очень большое количество неверных ответов во второй части, где надо дать аргументы в подтверждение позиции или в опровержение.

Последний вопрос в варианте ЕГЭ по истории — эссе. За него даётся 11 первичных баллов, но мало кто из учеников их набирает.

Как подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля? Если мы сейчас станем учить историю, и при этом не учили историю ни в седьмом и восьмом классе, ни позже, то с чего нам начать? Первое, на что обращаем внимание, - это хронология. Да, это знание событий в хронологической последовательности. Какое событие за каким следует. И это самое сложное для учеников! Как выучить все даты, если их так много? Хорошо, что в ЕГЭ не так много вопросов, где знание дат проверяется с точностью до дня! И тем не менее событий и дат так много, что старшеклассник может прийти в отчаяние.

Как выучить события и даты при подготовке к ЕГЭ по истории с нуля? Вот какую технику запоминания я советую как эксперт.

Допустим, вы изучаете X век. Много событий: война с Византией в 907-911 годах, восстание древлян, языческая реформа Владимира, крещение Руси, и это не всё! Как же это всё запомнить? Сначала запомним, что это век у нас десятый, потом “расставим” личности, которые правили в это время, в хронологической последовательности. Князь Олег, на следующее место - князь Игорь, княгиня Ольга, Святослав и Владимир. А потом к каждому из князей “привяжем” то событие, которое было во время его правления. Таким образом, у нас получится хронологическая последовательность.

С ее помощью вы легко ответите на вопрос, какое событие было раньше - восстание древлян или крещение Руси. Вы сразу вспомните, что сначала был Олег, а потом Владимир. Значит восстание древлян было раньше, а крещение Руси - позже.

Вот такой отличный прием для запоминания хронологии - берите и пользуйтесь. Кстати, к каждому правителю надо также “привязать” его современников! Например, современником Ярослава был митрополит Илларион, современником Ивана Грозного был митрополит Макарий. И если вам встретится вопрос, кто из митрополитов жил раньше, а кто позже, вы легко на него ответите, зная, что сначала правил князь Ярослав, а уж потом царь Иван Грозный.

Второе, что важно при подготовке к ЕГЭ по истории с нуля: изучая темы, необходимо параллельно учить картографию. Например, изучаем историческую личность - князя Олега. Смотрим карту: с кем он воевал, как расширял территорию Киевской Руси. Какие исторические памятники были построены. Мы выстраиваем ассоциативные связи. Пример: князь Владимир — Десятинная церковь. Бывает, что в учебнике нет ее нынешнего облика. Тогда Гугл нам в помощь! Ищем и находим иллюстрацию - реконструкцию Десятинной церкви. И конечно, необходимо знать архитекторов, которые строили храм.

И значит, при подготовке к ЕГЭ по истории с нуля необходимо:знание датзнание исторических личностейкартографиякультурологиятерминология.

Готовясь к ЕГЭ по истории с нуля, делайте табличку: век, правитель, его внутренняя политика, внешняя политика (реформы, войны). В следующую колонку — выпишите термины, следующая колонка — современники.

А дальше - вторая часть ЕГЭ по истории. Чтобы подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля, необходимо очень много читать - “начитывать” материал. Использовать разные источники. Это поможет осмыслить текст, который вы увидите в задании во второй части. Вам надо будет определить время, правителя, основные события, описанные в данном тексте. А дальше - следующие вопросы, где необходимо написать аргументы в подтверждение или в опровержение позиции. Это один из самых сложных вопросов.

Например, крещение Руси: положительное и отрицательное его значение, то есть два аргумента мы должны привести со знаком «плюс» и два - со знаком «минус». Значит, необходимо рассматривать дискуссионные вопросы, которых очень много в истории.

На занятиях мы уделяем много времени таким дискуссионным вопросам и нарабатываем базу, которая поможет верно выполнить такие задания.

Теперь о написания эссе. Эссе - одна из самых сложных тем на ЕГЭ по истории. Надо точно определить, какие события были. События относятся к одному из трех периодов: это период правления Рюриковичей, период правления Романовых и советский период. Моя рекомендация - тщательно отработать именно второй период. Далее, надо написать, почему произошло событие, содержание события и его следствие, описать личностей, которые связаны с этим событием, какую роль они сыграли.И плюс историческая оценка данного периода - знаком «плюс» и со знаком «минус».

На наших курсах мы даем алгоритм написания эссе. Запоминаем хронологию и анализируем события с положительной и с отрицательной стороны. Так складывается целостная картина. И еще дополнительный материал, которого нет в учебнике. Рекомендуемые фильмы и историческая литература.

Когда вы готовитесь к ЕГЭ по истории с нуля, уже к марту месяцу у вас должна сложиться полная историческая картина, а дальше - отработка заданий и сложных вопросов ЕГЭ по истории. Историю надо не просто учить - историей надо жить - для того, чтобы сдать экзамен хорошо.

Репетитор по истории направляет, акцентирует внимание на сложных вопросах ЕГЭ, учит написанию эссе, аргументации позиции, выявлению хронологической последовательности, знакомит с картографией и культурологией.

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)                        +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

ege-study.ru